Автор:
Татьяна Осадчая, Линь Тенфей (Одесса, Украина)
Проблема качества образования в начале XXI века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. На современном этапе приоритетным становится вопрос о роли преподавателя в управлении качеством образовательного процесса в вузе. Успех внедрения системы менеджмента качества и обеспечение высокого уровня подготовки обучающихся в первую очередь зависит от качества труда педагога.
Вопросы качества образования в профессиональной подготовке студентов представлены в трудах таких учёных, как С.Я. Батышев, В.П.Беспалько, З.Н. Курлянд, Г.В. Мухаметзянова, А.М.Новиков; проблемы мониторинга качества освещены в работах таких учёных как А.А.Макаров, В.П.Панасюк, Н.А.Селезнева, С.Е.Шитов, Ю.К.Чернова и другие.
Изучение вопросов управления качеством в музыкальной педагогике связано с исполнительским процессом (А.Козырь, М.Малинковская). Процессы управления хоровым коллективом являются наиболее важными в хоровом творчестве и в искусстве дирижёра. Наиболее фундаментальным трудом по вопросам управления хором считается работа П.Г.Чеснокова «Хор и управление им»; более современной работой, посвященной этим вопросам, является «Хороведение и управление хором» Г.А.Дмитриевского, « Управление хором как показатель профессионального мастерства» (А.Козырь). В научной музыкально-педагогической мысли как украинских, так и китайских авторов отражены многие аспекты исполнительской подготовки будущих учителей музыки на кафедрах хорового дирижирования. Это такие учёные, как А.Егоров, Е.Канерштейн, С.Козачков, А.Козырь, Н.Колесса, Линь Хао, Ма Ге Шунь, А.Мархлевский, И.Мусин, А.Пазовский, Сюй Дин Чжун, Цио Ли, Ян Хун Нянь и другие.
Среди китайских авторов большее внимание уделено вокальной составляющей хоровой подготовки: работа над вокально-хоровой интонацией (Ян Хун Нянь), распевание хора (Чень И Синь), проблемы руководства деятельностью певца (Сюй Дин Чхун), и другое.
Будущий учитель музыки в процессе профессионального обучения осваивает всё многообразие исполнительской деятельности, в том числе и в области дирижёрско-хоровой подготовки (пение в хоре, техника дирижирования, чтение партитур, хоровая аранжировка, работа с детскими хоровыми коллективами). Отдельного педагогического внимания требуют процессы управления хоровым коллективом, так как являются наиболее важными в хоровом творчестве и в искусстве дирижёра.
В литературе по проблеме формирования навыков управления как категории музыкальной педагогики, управление определено как наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществление. В контексте нашей статьи, управление в музыкальном исполнительском процессе рассматривается в отношении вокально-хоровой работы. Этот процесс имеет свои особенности, поскольку инструментом для дирижёра становится некоторая совокупность человеческих голосов, которые управляются не столько дирижёром, сколько самим артистом. Дирижёрско-хоровое исполнительство учитель музыки реализует с помощью коллектива учащихся класса на уроке, хора во внеклассной работе, вокально-хорового ансамбля во внешкольных организациях. Также учитель музыки как дирижёр должен знать, что коллектив, в котором находится воспитанник, является педагогическим инструментом и одной из форм организации воспитания.
Таким образом, мы видим, что в научно-методической литературе вопрос управления хоровым коллективом рассматривается в контексте комплекса вокально-хоровой подготовки студентов. Между тем, методически важно выделить именно управленческий сегмент дирижёрско-хоровой подготовки, поскольку он занимает важное место и требует отдельного педагогического внимания. Всё это обусловливает необходимость не только овладения некоторым техническим комплексом дирижерских умений, но и психологическими качествами, среди которых воля, целеустремлённость, дисциплинированность. Отдельно оговариваются такие творческие качества как коммуникативность, эмпатия, художественно-образное мышление. На
основании изучения и анализа психологической и методической литературы можно выделить три основных компонента, необходимых для управленческой деятельности руководителя хора: коммуникативно-организационный, деятельностно - волевой и сценически - исполнительский.
Многие учёные говорят об особом типе умений и навыков управлять хоровым коллективом. Задание дирижера заключается в том, что он должен увлечь участников хорового коллектива своими чувствами; добиться того, чтобы переживание и отношение хористов к музыке стали аналогичными его собственному психическому состоянию. Поэтому его информационно-коммуникативные навыки очень важны. Это и владение необходимым запасом знаний в области хорового искусства и управления хором, и степень развитости художественно-коммуникативных вербальных умений (навыки пояснения исполнительских задач).
Деятельностно - волевой компонент включает следующие навыки: волевой концентрации творческих ресурсов, самоорганизации и самодисциплины, т.е. саморегуляции управленческого поведения, которые выражались в целенаправленности действий, чёткости постановки исполнительских задач, пунктуальности и ответственности, умении слушать других, обсуждать и показывать пример собственным исполнительством, степени компетентного владения партитурой.
В процессе самостоятельной работы студентов с хором нами были выявлены навыки, составляющие сценическо-исполнительский компонент: преодоление волнения, художественно-образная самонастройка, эмоционально-энергетическая устойчивость; навыки мимики и пантомимики, соответствующие образу произведения и его характеру. Они проявлялись в качестве и скорости реагирования на возникающие проблемы в исполнении коллектива во время выступления; владение артистическими навыками (мимика, пантомимика), способствующими выразительности исполнения хористов. Такими выступлениями были отчётные концерты хоровых курсовых коллективов.
В нашей работе мы использовали методы опроса, анкетирования, оценки экспертов, педагогического наблюдения в процессе репетиционной работы и во время концертных выступлений. Студенты получали творческие задания на занятиях хора и в условиях педагогической практики. Кроме того, мы беседовали с участниками ансамбля по вопросу их оценки управленческих навыков у студента-дирижёра в его присутствии. Такой метод публичной оценки показал, что участники не готовы выступать откровенно, поясняя это тем, что сами также не совершенны в управленческой технике. Студенты больше оценивали действия дирижёра не с точки зрения управления хором, а с точки зрения его технической подготовки.
Шкала оценивания результатов предполагала три уровня, поэтому она была «3 –балльной». Суммируя полученные данные, мы выявили следующее распределение студентов по уровням: высокий уровень – 20%, средний – 30%, низкий – 50%. Мы объясняем большое количество студентов, соответствующих низкому уровню тем, что одним из условий диагностики была педагогическая практика, на которой студенты-китайцы и показывали компетенцию творческого взаимодействия со школьниками. Однако, уровень знания языка во многом ограничивал результаты их показателей. Что касается практической дирижёрской работы, то эти показатели были выше.
На основании полученных данных нами были разработаны методические рекомендации по формированию навыков управления хоровым коллективом. В их основе - рекомендации П.Г.Чеснокова. В связи с тем, что система хормейстерской подготовки носит индивидуальный характер, да и в классе дирижирования не предусмотрены занятия непосредственно с хоровым коллективом, целесообразно на уроках в классе дирижирования организовать работу студентов в парах. Таков метод, предложенный К.А.Ольховым, Е.А.Петелиной ( парная работа над школьным репертуаром). Мы же считаем возможным его модифицировать и использовать дирижерский класс одного педагога. Часто мы наблюдаем, как на занятиях в классе у вокалистов присутствуют несколько студентов. Аналогично можно проводить работу и в классе дирижирования. Авторские мини-уроки дадут возможность студенту почувствовать себя руководителем хорового коллектива. Поэтому, нами выделено три педагогических условия формирования навыков управления хоровым коллективом.
Первое условие - создание художественно-творческой хоровой лаборатории, где подготовка студента-дирижёра должна проводиться по лабораторному сценарию. Здесь формируется его музыкальное мышление и накапливается будущее мастерство; здесь студент делает первые попытки проявить себя как художественная личность. Именно в творческой лаборатории возможно формирование навыков управления у будущего дирижера хора. Существующая практика курсовых хоров приближена к этому условию, но не имеет полного соответствия с лабораторной организацией и с полной самостоятельностью студентов.
Второе педагогическое условие сформулировано как активизация компетентностного подхода в работе над партитурой ( от предварительного ознакомления с музыкальным произведением учитель переходит к следующему этапу - изучению хоровой партитуры). Исследователь данного вопроса Е.А.Дыганова обращает внимание на работу с партитурой. Это очень важный момент: без знания партитуры невозможно управлять хоровым коллективом. В процессе исполнения на фортепиано и голосом хоровых партий, дирижер осознает все трудности и находит методы для их преодоления, что в будущем будет отмечено в плане работы с хором над партитурой. Следующий элемент изучения партитуры - ее анализ.
Третье педагогическое условие – стимулирование самостоятельных интерпретационных и организационных действий в работе с партитурой, а затем и с хоровым коллективом. Самостоятельное изучение хоровой партитуры предусматривает определение плана дирижерского управления исполнительством.
Таким образом, процесс управления качеством образования является одним из наиболее актуальных аспектов модернизации образования. В музыкальной педагогике это категория также находит своё отражение. Особым образом соотносится теория и практика управления качеством в дирижёрско-хоровой подготовке. Это единственная область музыкального исполнительства, в котором понятие «управление» было введено в теорию и методику хоровой подготовки еще в 1940г. Чесноковым П.Г. Управление хором как концертной единицей обусловливает необходимость овладения будущими учителями музыки не только комплексом хормейстерских умений, но и управленческими навыками. Условия, перечисленные нами, будут способствовать повышению уровня их формирования. Дальнейшей областью исследования может стать рассмотрение представленных групп навыков сквозь призму индивидуального подхода в контексте теории педагогического непрямого управления.
Литература:
1. Дыганова Е.А. Самостоятельная подготовка студентов-музыкантов к практической работе с хором: учебно-методическое пособие / Е.А.Дыганова. – Казань: ИФИК (П) ФУ, 2011. – 52 с.
2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
3. Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К.А.Ольхов. Лен.: Музыка, 1979.–200 с.
4. Петелина Е.А. Актуализация воспитательного потенциала
хорового коллектива [Электронный ресурс]/ Елена Анатольевна Петелина: режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_NITSB_2010/MusicaAndLife/43170.doc.htm.
5. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Учебное пособие / П.Г.Чесноков. М., 1961. – 240 с.