Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: 
Раиса Демиденко, Вера Омарова (Павлодар, Казахстан)

Профориентационная работа предусматривает поэтапное решение задач в каждом возрастном периоде; носит ступенчатый характер, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

В исследовании Л.А. Головей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности [1, с.204].

Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов.

Для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте [2, с.8-9].

Допрофессиональное развитие включает в себя стадию овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста) – с 6-8 до 11-12 лет. Оно подразумевает начальное ознакомление с содержанием различных сфер жизнедеятельности человека, проявление первичных интересов к труду и игровой деятельности, моделирование элементов трудовой деятельности, развитие способностей самоконтроля и самооценки, воображения, планирования, самоанализа, усвоение новых социальных норм, развитие чувства личной и коллективной ответственности за порученное дело, осознание понятия и чувства долга [3, с.189].

Психологические особенности младших школьников находят свое отражение в компонентах профессиональной направленности как, подражание взрослым, а поэтому им свойственна ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Другая важная особенность детей этого возраста – ориентация на достижение успеха в учебной деятельности. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Развитие познавательных способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности [4, с. 109].

Рассматривая развитие профессиональной направленности как сложный, непрерывный и целостный процесс, можно определить путь психолого-педагогического сопровождения у младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей. Для младших школьников – это развитие нравственного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.

С 1-го года обучения проводится определённую работу по расширению представлений о труде (в том числе и об учебном), знакомству с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания следующего содержания: диалог «Мы уже не просто дети, мы уже ученики» (гигиена рабочего места); «В гостях у Айболита» (техника безопасности, гигиена сна, способы взаимоконтроля); «Условия успешной учебы» (формирование положительной мотивации – беседа); «Береги секунды» (рациональное использование времени, режим дня – тренинг); «Чтобы лучше читать и красиво писать, надо знать…» (рекомендации для ускорения темпа чтения и письма, тренировочные упражнения); «Учись слушать» (формирование умение слушать, воспринимать учебную информацию – аудио классный час); «Как работать дома?» (условия для домашней работы – обмен опытом); «Целый год работали, надо отдохнуть» (гигиена отдыха – экскурсия на природу); экскурсия на школьный участок; беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своём труде); экскурсия на почту, знакомство с работниками почтового отделения; беседа «Весенние работы в саду, огороде, поле»; беседы на тему «Бережное отношение к природе»; выращивание цветочно-декоративных растений, экскурсия в парк [5, с. 19].

Во 2-м классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляется представления о разных профессиях.

Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности: условия для успешной работы в школе (классный час); рациональное использование рабочего времени (способы планирования – беседа); «Как работать дома?» (домашний отдых, условия для выполнения домашней работы – обмен опытом); «Как правильно готовить письменные домашние задания?» (беседа-диалог); «Как готовить устные домашние задания» (тренинг); «Я умею слушать» (практическое занятие); «Как работать с книгой?» (практикум); «Я и мой товарищ» (рефлексия); «Труд людей осенью» (беседы о профессиях тракториста, шофёра, комбайнёра, овощевода); работа автоинспектора; знакомство с профессией портнихи; работа технического персонала школы (оказание помощи в уборке школы, территории); «Профессии наших пап» (встреча-беседа); «Знакомство с профессиями наших мам» (праздник); «Работа библиотекаря» (экскурсия в библиотеку беседа).

В 3-м классе продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, школьники знакомятся с трудом окружающих людей и их профессиями, развивают навыки организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы. Учащиеся проявляют активность и инициативу в поисках полезных социально значимых дел.

Примерная тематика занятий с детьми:

  • «Что такое иллюстрация?» (практикум);

  • «Путешествие в страну знаний» (игра);

  • «В стране невыученных уроков» (турнир);

  • «Как работать со справочной литературой?» (тренинг);

  • «Учение и труд рядом идут» (беседа);

  • «Мои интересы» (презентации);

  • конкурс сочинений «Мои увлечения»;

  • работа на пришкольном участке. «Профессия цветовода» (беседа);

  • «Строительные профессии» (беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника);

  • экскурсия в школьную мастерскую. «Профессии слесаря, токаря, шлифовщика» (диалог);

  • просмотр видеофильма «Будь осторожен с огнём» (беседа о профессии пожарного);

  • «Наши магазины. Работники магазина» (ролевая игра);

  • проект «Календарь профессий»;

  • «Я бы в повара пошел...» (праздник).

В 4-х классах обобщаются и развиваются представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, воспитывается уважительное отношение к труду, к людям труда, расширяются и углубляются представления о различных профессиях:

  • «Умеешь ли ты организовывать себя?» (тренинг);

  • «Искусство читать» (беседа, презентация);

  • «Искусство читать» (презентации);

  • конкурс творческих проектов;

  • «Приучить своих драконов» (беседа);

  • «Какой я организатор?» (диалог и монолог, тренинг);

  • «Портфолио моих достижений» (презентация);

  • «Профессия моих родителей» (встречи, беседы);

  • «Чем я могу помочь дома» (беседа);

  • «Что такое профессия, какие бывают профессии» (диалог);

  • «Кем я хочу быть» (диалог);

  • знакомство с профессией шофёра (классный час);

  • экскурсия в школьную столовую;

  • «Мир профессий» (устный журнал);

  • «Новые профессии» (беседа);

  • конкурс рисунков «Мое будущее»;

  • проект «Подарок профессии»;

  • альбом «Люди разных профессий».

Формы работы на профориентационных занятиях с учащимися начальных классов используются самые разные: игры познавательные и ролевые, упражнения, утренники, устные журналы, беседы, экскурсии, презентации, защиты проектов, знакомство с представителями той или иной профессии и др.

С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.

Младшие школьники осваивают навыки труда на уроках технологии, при проведении работ на пришкольном участке, при уборке территории.

Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Развивать свои творческие способности учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия; могут выбрать определенный тип специализированного класса или школы.

Обобщающей формой профориентационной работы в начальной школе может стать содержание факультативного курса «Экономика» в 4-ом классе.

В начальной школе каждый ребёнок совместно с учителем может оценивать свои результаты с помощью «Листа личных достижений». Это позволяет видеть успехи и проблемы самому ученику, учителю и родителям, а также делать первые пробы в выборе модульных курсов по интересам.

 

Литература:

 

  1. Психология подростка. Полное руководство./ Под ред. А.А.Реана.- СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

  2. Яковлева С. Путешествие в Страну профессий // Начальная школа. – 1998. - № 29.  С.8-9.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.

  4. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИФлинта,2003. – 184 с.

  5. Омарова В.К., Лозинская Н.В., Тимченко, Т.М. Примерные программы формирования социальной компетентности школьников (учебно-методическое пособие). – Павлодар, ПГПИ, 2012. – 185 с.