Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРТЕПИАННАЯ ИНТОНАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Автор: 
Хе Ивень (Одеса,Украина)

Профессия будущего учителя музыкального искусства предусматривает, в частности, систематическое овладение новыми музыкальными произведениями и их интерпретацию. Проблема качественного выполнения фортепианных произведений является одной из наиболее сложных из-за субъективности и многомерности этого вида профессиональной деятельности. Исполнительская интерпретация учителя должна производить глубокое эстетичное влияние на школьников, вызывать в них соответствующие эмоции, формировать музыкальный вкус. Вот почему так важно владеть не только теоретическими знаниями о музыке, но и исполнительской интонационной культурой, чтобы полноценно передавать характер музыки и ее эмоциональное содержание, создавать музыкальные образы, обогащая их звуковыми красками, оттенками и т. п.

В музыкальном искусстве интонация выражает сущность музыки и воспринимается синкретично, как целостность составных элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. По В. Медушевскому, вообще все искусства являются интонационными, поэтому диалог с каждым из них возникает на уровне интонации. Современный учитель музыкального искусства может одновременно (через интерпретацию музыкального произведения, слово, жест, мимику и т. д.) интонационно обозначать смыслы разных художественных образов. Наличие семантического смысла является одним из оснований преобразования звуковых комплексов в элементы музыкального искусства. Именно семантика наделяет первичные элементы музыкального языка содержательной и формообразующей функцией, предопределяя художественную образность. В музыкальной практике закрепились отдельные звуковые обороты, ритмоинтонации, которые являются своеобразным «строительным» материалом музыки, носителями «эмоционально-смыслового тонуса» (Б. Асафьев) и эстетической значимости.

Г. Арановский, Г. Коган, А. Малинковская, Г. Ципин и др. интонацию характеризуют с разных позиций, но в определениях научных работников есть одно общее – наличие в обозначенной категории эмоциональной сути. Исследователи утверждают, что большое значение в процессе работы над созданием характерной интонации приобретает формирование у исполнителей эмоциональности. Воспитание у будущих специалистов именно эмоционального отношения к музыкальным произведениям будет содействовать специфическому развитию их психической деятельности (внимания, воображения, образной и логической памяти, языка, мышления и т. п.). Раскрытие смыслового напряжения музыкальной мысли возможно благодаря эмоционально-идейному произношению звуковых конструкций. Процесс образования музыкальной интонации большинство ученых трактует как систему музыкальных звуков, где каждый звук не просто вызывает у исполнителей и слушателей определенный эмоциональный отклик, но действует в системе других звуков, между которыми сознание устанавливает соответствующие связи.

Музыкальную интонацию большинство ученых определяют как единство таких взаимосвязанных компонентов: мелодика, интенсивность, продолжительность, темп, тембр, музыкальная пауза и т. п. По мнению Н. Очеретовской, это понятие музыкальной науки, являющееся ядром (элементом) музыкального образа, который в звуковой форме несет определенное образно-эмоциональное содержание. Музыкальная интонация является элементарной художественной целостностью, синтезирующей все средства выразительности, принимающие участие в создании данного звукового момента. Бывают мелодические, гармонические, полифонические интонации, интонации-тембры, ритмо-интонации и т. п. [2,с.46].

Процесс кристаллизации и закрепления музыкальных интонаций чрезвычайно динамичен, потому что звукосмыслы обновляются, находятся в постоянном изменении, на основе их образовываются новые. Этот процесс происходит одновременно с развитием музыкального искусства, с обогащением и усовершенствованием интонационной семантики. Большинство интонаций являются многозначными, а круг выразительно-смысловых возможностей каждой из них чрезвычайно широк. Конкретизация семантической значимости интонации зависит от интонационного состава художественного целого и его образного порядка. В пределах этого целого интонация находится под влиянием всех элементов музыкального языка. Рассмотрение музыкальной интонации с точки зрения функционирования в фортепианном произведении позволяет определить ее действенную природу: содержательную и формообразовательную. В частности, выразительно-смысловая значимость, образованная звуковыми комплексами во время интерпретации, является основой содержательного элемента. В музыкальном произведении общая значимость объединяется с индивидуальным выразительным содержанием, которое закрепляется интонацией в контексте художественных задач и особенностей стиля композитора. Именно консолидацией интимной субъективности эмоций с интерсубъективностью и общезначимостью интонационных звукокомплексов достигается правдивость выражения музыкальных образов.

Итак, интонация в музыкальном искусстве является очень важным средством формирования музыкального высказывания, раскрытие авторского замысла, передачи образно-эмоционального содержания музыкального произведения.

Интонирование в пианистической сфере исполнительства не принадлежит к теоретически оформленным или эмпирически установленным понятиям. Выдающиеся пианисты-исполнители и педагоги-музыканты, в частности И. Браудо, О. Гольденвейзер, К. Игумнов, Н. Любомудрова, Г. Нейгауз и др., используют понятие «исполнительское интонирование» в контексте раскрытия образного содержания и выявления логики развития мелодии посредством распределения ее на мотивы и фразы, динамико-агогическое нюансирование с подчеркиванием наиболее выразительных, опорных тонов и поворотов, ладовых предпочтений, альтераций и т.п.

А. Малинковская вкладывает более широкий смысл в определение понятия «исполнительское интонирование». Исследовательница характеризует его как процесс осмысленно-выразительной звуковой реализации музыкального произведения, направленного на восприятие слушателями. Такая реализация состоит из выявления и оформления связей между элементами и сторонами музыкальной формы на всех уровнях их системной организации. Условием этого процесса является целостное взаимодействие компонентов конкретного инструментально-пианистического комплекса и художественных средств и приемов выразительности [1,с.77].

Сущность фортепианной специфики исполнительского интонирования лежит в сфере структуры фортепианно-инструментального комплекса, особенностей оперирования его компонентами и их отношений.

Научный анализ педагогической практики свидетельствует, что в профессиональной подготовке будущих учителей музыкального искусства значительное место занимает развитие фортепианной техники, однако недостаточно внимания отводится формированию у студентов мастерства создавать высокохудожественные интерпретации, обогащая и наполняя их интонационной содержательностью.

Значительное стимулирование интонационного осмысления интерпретации фортепианных произведений будет происходить, если привлекать будущих специалистов к определению способов убедительного произношения отдельных интонаций и их звуковых характеристик. В частности, для качественного течения обозначенного процесса может пригодиться словесная подтекстовка фортепианного произведения. Шкала наиболее часто используемых обозначений качественных характеристик звука имеется, почти, у каждого композитора. Она, безусловно, помогает найти нужные звуковые характеристики музыкального образа. При этом, по мнению Г. Когана, каждая «мертвая» музыкальная фраза позитивно оживает после того, как подберешь к ней интонационно соответствующие слова.

Эффективному выявлению студентами интонационной содержательности фортепианной интерпретации будет содействовать привлечение к процессу определения лирического героя музыкального произведения. Видение живого человека в образе героя содействует пониманию его поведения и созданию определенной логической субъективно-эмоциональной программы. Задача исполнителя состоит в объединении своего видения художественной сути с видением героя произведения. То есть привлечение интеллектуального и жизненного опыта студента для определения интонационной содержательности фортепианной интерпретации будет содействовать познанию им личностного смысла музыкального произведения.

В процессе интонационного осмысления художественного образа интерпретируемого фортепианного произведения артистическое воображение будет помогать в поиске необходимых для его звукового воплощения исполнительских движений. Для того чтобы определенная нота, аккорд, пассаж или фактурная комбинация прозвучали именно так, как хотелось бы студенту, преподаватель должен помочь будущему специалисту представить не только определенную звуковую окраску или тембр, но и соответствующий, необходимый для качественного интонационного воплощения, пианистический прием.

Итак, проблема формирования у будущих учителей музыкального искусства мастерства создавать высокохудожественные фортепианные интерпретации, обогащая и наполняя их интонационной содержательностью, является актуальной и важной.

Интонация выражает сущность музыки как искусства и воспринимается синкретично, как целостность составных элементов, которые находятся в определенной взаимосвязи. Каждый интонационный компонент является важным носителем художественной образности, содержательности и средством их воспроизведения во время интерпретации фортепианных произведений.

Качественный процесс привлечения студентов к выявлению интонационной содержательности фортепианной интерпретации будет происходить во время личностной «включенности» в исполнительское интонирование и эмоционального «проживания» будущими специалистами образа музыкального произведения.

 

Література:

1. Малинковская А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование»] / А.В.Малинковская. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 381 с.

2. Очеретовська Н.Л. Український словник музичних термінів: [наукове видання] / Н.Л.Очеретовська, Н. М. Цицалюк, К. П. Черемський. – Харків: Атос, 2008. – 178 с.

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Марина Григорьевна.