Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ФОРТЕПИАННМ ОБУЧЕНИИ

Автор: 
Лу Чен ( Одесса, Украина)

Музыкально-выразительное исполнение произведений учителем на уроке является фактором, повышающим влияние музыки на школьников, усиливающим их интерес к музыкальному искусству, обеспечивающему процесс понимания музыкального смысла произведения. Поэтому в фортепианной педагогике приоритетными становятся навыки и умения выразительного исполнительства. Особое место среди них уделено интонационному комплексу, владению его разнообразными атрибутами, среди которых существенную художественно-образную роль играет артикуляция.

В нашей концепции музыкальная артикуляция становится основой для будущего учителя музыки объединяющий феноменом художественно-стилевого, перцептивно-слухового, технически- исполнительского аспектов фортепьянной подготовки.

Проблема музыкальной артикуляции важна практически для всех музыкальных исполнительских специальностей, про что свидетельствуют научно-методические руды в этой области исполнительства (В. Апатский, В.Вальтер, Б. Диков, Т. Докшицер, Ю. Должиков, Й. Гат, М. Зеленин, , И. Лесман, Е. Либерман, Т. Маттеи, И. Мозговенко, И. Пушечников, К.Флеш, А.Ширинский, И. Штепанова-Курцова, А. Юрьев, другие ). Практически все музыканты-инструменталисты, представители исполнительского искусства игры на различных инструментах в вопросах артикуляции обращаются к трудам Й.А.Браудо «Артикуляция: О произношении мелодики», В.Синицина «Артикуляция как предмет изучения», Б.Л. Яворского «Артикуляция». Среди последних работ выделяем также монографию А.Сокола «Сокол А. Теория музыкальной артикуляции».

«Артикуляционная избирательность музыкального звучания составляет один из существеннейших показателей артистизма профессионала, поскольку включает жестово-пластическую обусловленность музыкального выражения, установку на мимику-позу музыкального звуковедения»,  пишет Е.Маркова [2, с.87]. Принимая позицию учёной, убеждаемся в актуальности и многоплановости артикуляционного феномена в профессионализме учителя музыки. Артикуляция в психологическом смысле  координация действий речевых органов при произношении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга, во время чего реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Таким образом, любой вид интерпретации (вербальная, художественная, исполнительская, педагогическая) для учителя музыки актуализирует наличие ярко-выраженного артикуляционного комплекса.

Подтверждение этому находим в работе А.Сокола [5]. Как пишет учёный, творческая деятельность исполнителя основывается на широчайшем взаимодействии всех сфер экспрессивно-речевой (в том числе – артикуляционной ) системы в неразрывной связи с языково-речевыми и языковыми средствами музыки. Определяющими элементами всей системы музыкального произношения являются интонационно-художественные образы. В восприятии и деятельности композитора, исполнителя и слушателя они предстают, прежде всего, как целостные феномены "выражения жизни в звуковом процессе " [5, с.31]. Таким образом, учитель использует всё многообразие артикуляционного комплекса: музыкально-исполнительский, вербальный (выразительность и убедительность произношения речи, поясняющей музыку), жестовы (в процессе управления пением, хором) и другие виды артикуляции.

В тоже время, следует указать, понятие «произношение» не всеми музыкантами связывается с артикуляцией. Так, например, Н.Кислицын [1, с.182] приводит понимание артикуляции Г.Риманом в «Музыкальном словаре». Артикуляция интерпретируется им как сугубо «техническое понятие», означающее способ соединения (разновидностями legato и staccato) отдельных тонов голосом или на струнных инструментах движением смычка вверх или вниз. При этом Риман первым ввёл впрактику понятие «произношение» , акцентируя внимание на его речевых функциях, которые реализуются в различных видах музыкально-исполнительской деятельности [Там же].

В своём исследовании мы рассматриваем артикуляцию в фортепианном обучении будущих учителей музыки в контексте их подготовки к исполнительской и педагогической деятельности в школе. Для этого мы ввели понятие «художественно-исполнительская артикуляционная компетенция», которая определяет степень владения артикуляционным комплексом исполнительской подготовки учителя музыки.

Определяя теоретическую модель музыкально-исполнительских артикуляционных умений мы учитывали как состав артикуляционного компонента, так и сущность художественно-исполнительской артикуляционной компетенции, обеспечивающей его функционирование в учебном, исполнительском и п6едагогическом процессах. Так, артикуляционный компонент в исследовании представлен:

  • знаниями смысла графически-изобразительных знаков, терминологических обозначений различных средств музыкального произношения (они классифицированы как долготные динамические, тембровые, звуковысотны, агогические [2, с.12-13]); стилевых, жанровых особенностях артикуляции;

  • умениями, охватывающими сферу музыкально-исполнительского воспроизведения знаковых и терминологических указаний в комплексе и соответствии с другими средствами выразительности, обеспечивающими подачу и понимание художественной информации, с чем связан следующий элемент артикуляционного компонента;

  • коммуникативной деятельностью, обеспечивающей художественную интерпретацию музыкального текста: процессы анализа, обобщения, диалога, передачи эмоций, отношений, представлений и другое, что усиливает мотивацию на художественный диалог, желание быть услышанным, понятым, а главное – оцененым;

  • творческой автономностью, подчёркивающей индивидуальный характер исполнительского произношения, понятого и переданного художественного замысла.

Такова теоретическая модель артикуляционного компонента исполнительской подготовки учителя, который на практике обеспечивается художественно-исполнительской артикуляционной компетенцией. Относительно данного профессионального новообразования мы выделили факторы, которые его формируют, и, непосредственно, структурные аспекты. Среди факторов обращаем внимание на: историко-культурологический (эволюция развития инструмента и влияние этого процесса на фортепианное искусство, в том числе, и технику пианизма); художественно-стилевой (влияние стиля и жанра на артикуляцию и весь интонационный комплекс в целом); интонационно-речевой или лингвакультурный (возможная зависимость музыкальной артикуляции от этно-национальной принадлежности композитора, исполнителя); профессионально-методический (влияние школы, традиций, методики преподавания). Последние факторы играют существенную роль в поликультурной среде образовательного процесса (Е.Реброва [4]), поскольку влияние традиций китайского народного искусства, философии может оказывать влияние на звукоизвлечение, интонирование в игре на фортепиано китайских студентов во время исполнения европейской музыки. В поликультурной среде обучения формируются «транскультурные интенции» (Е.Реброва) на освоение иннокультурного искусства. Это актуализирует необходимость компаративистского и лингвакультурного подходов к формированию художественно-исполнительской артикуляционной компетенции будущего учителя музыки [3].

Ориентируясь на выделенные аспекты артикуляционного компонента в фортепианной подготовке студентов и соответствующей ему компетенции, в исследовании была акцентирована проблема музыкально-исполнительских артикуляционных умений. Такие умения интерпретируются как процесс и результат освоения игровых тактильных приёмов звукоизвлечения, определяющих характер музыкального произведения, основанных на осознанном отношении к интонационной, фразеологической, семантической, художественно-стилевой дифференциации, осуществляемых под воздействием слуховых представлений и самоконтроля. Их структурная модель представлены четырьмя компонентами:

  • операционально-образный, который включает артикуляционную грамотность как атрибут художественно-образного мышления и оперирования звуко-артикуляционными представлениями;

  • жанрово-стилевой, который обеспечивает художественно-историческую поддержку процессу исполнительской артикуляции включая: умения различать стилевые особенность артикуляционных средств выразительности, их образный смысл; жанровое соответствие выбранной артикуляции композиторской художественной идеи;

  • технико-штриховой, обеспечивающий непосредственное исполнение артикуляционной гаммы средств выразительности, в основе которой лежит понятие «штриха»; в данном компоненте выделяются два элемента: владение штрихом и владение звукоизвлечением как туше;

  • интонационно-коммуникативный, который включал умения интонационной артикуляционной выразительности как средства передачи осмысленной и эмоционально прочувственной художественной информации, что оказывает влияние и на убедительность исполнения; в тоже время, данный компонент предполагал в своём составе и обратную связь – умения адекватно понять и прочувствовать исполнительскую артикуляцию в процессе восприятия произведения и в процессе самоконтроля.

Таким образом, построенная модель охватывает все аспекты артикуляционного компонента и соответствует намеченной структуре художественно-исполнительской артикуляционной компетенции будущего учителя музыки в фортепианном обучении.

Литература:

1.Кислицын Н.А. Произношение, артикуляция, штрих  метаморфозы понятия в науке и музыкальной практике / Н.А.Кислицын // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173).Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 182–186.

2. Маркова Е.Н. Вопросы теории исполнительства. Материалы к курсу теории исполнительства для магистров и аспирантов / Е.Н.Маркова. Одесса: «Астропринт»,2002.  128с.

3. Реброва О.Э. Особливості вивчення слов’янської музики зі студентами китайцями у фортепіанному класі / О. Э. Реброва // Художньо-педагогічні читання: Матеріали ІУ Міжнародної науково-практичної конференції СПДМ (ХІ «ЕРТА»), вип.. ІІІ.-Харків, 2008. С.117-120.

4. Реброва Е.Е. Художественно-ментальный опыт будущего учителя в реалиях поликультурного университетского образования [Электронный ресурс] / Е.Е.Реброва // Academic science - problems and achievements. USA: CreateSpace, 2013.  С.108-111: URL :http://acad.science-publish.ru/maket.pdf

5.Сокол А.Теория музыкальной артикуляции [Монография] / А.Сокол.  Одесса: ОКФА,1995.  208с.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Південноукраїнського національного педагогічного університету імені К.Д.Ушинського. Реброва Елена Евгеньевна,