Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Автор: 
Вера Омарова, Раиса Демиденко (Павлодар, Казахстан)

Младшие подростки (5-7 классы) уже обладают некоторым запасом знаний общественно-политического характера, имеют опыт коллективной работы на общую пользу, становятся увереннее и самостоятельнее. У них начинают проявляться склонности к самоанализу и самооценке, стремление определиться как личность.

Характерной особенностью учения младших подростков является его тесная связь с игрой и трудом ребят. Эту взаимосвязь важно использовать и для формирования нравственных мотивов сознательного и положительного отношения школьников к учебным и трудовым обязанностям.

Именно к 5-му классу ребенок начинает задумываться: «Зачем он учится?» Ребенок в этом возрасте стремится самореализоваться¸ и если у него идет раннее профилирование, то эта самореализация будет проходить не только в виде дружбы, хобби, но и в виде стремления к определенной деятельности, к определенной профессии. Для этого проводятся: профориентационные игры; беседы о профессиях; встречи с профессионалами; викторины о профессиях, показываются видеофильмы о профессиях; показывается связь учебы с практической жизнью.

Тематика примерных профориентационных занятий с учащимися 5-7 классов: «Условия успешной учебы» (формирование положительной мотивации – обмен опытом); «Рациональное использование рабочего времени» (способы планирования - тренинг); «Умеешь ли ты организовывать себя?» (способы самоорганизации – тестирование и анализ); «Стажеры-инопланетяне» (профориентационная игра)»; конкурс эрудитов; «За страницами учебников» (брейн-ринг); «Какой я организатор?» (Подготовка и проведение КТД); игры-занятия на развитие системного мышления (игротехники); презентация « Портфолио моих достижений»; «Моя будущая профессия» (презентация); «Новый город» (фестиваль); «Открытие фирмы» (деловая игра); По морям профессий» (классный час); «Человек-техника» (устный журнал); «Чтобы люди были красивыми» (экскурсия в парикмахерскую); « На страже закона» (встреча); «Мир профессий» (книжная выставка); «Электронные помощники» (презентация) «Когда на весах лекарства» (экскурсия в аптеку).

В 5-7 классах учащимся создаются условия для включения их в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно полезную, производительный труд) с целью развития интересов и склонностей к определенным профессиям, умений и навыков. Для этого им организуется определенная «проба сил» в учебных мастерских, кружках, группах, клубах по интересам. На уроках технологии учащиеся получают углубленную общетрудовую подготовку политехнического характера, представление об отраслях народного хозяйства и промышленности.

Учащиеся делают первые шаги в проектной деятельности. Под руководством педагогов каждый обучающийся ведёт «Дневник юного исследователя», в котором анализирует и оценивает своё продвижение в различных видах деятельности. Такая работа способствует развитию умения учиться, формированию рефлексивных и самооценочных навыков обучающихся.

К концу же 7-го класса можно говорить о выборе направления (но еще не профиля) дальнейшего обучения. Школьники уже опробовали свои силы практически во всех предметных областях.

Учащиеся 8-9 классов – это старшие подростки. По сравнению с младшими подростками они поднимаются на более высокую степень физического и психологического развития. Существенные изменения происходят в познавательной деятельности старших подростков, в развитии их способностей, творческой активности.

Интересы подростка в этом возрасте становятся более глубокими и устойчивыми, выходящими за рамки учебных предметов. Старший подросток не просто интересуется научными открытиями и интересными фактами из области литературы, медицины, техники, искусства, но и пытается их осмыслить, дать им собственную оценку, проявляя при этом незаурядные знания. Он охотно и много читает, с удовольствием делится мыслями о прочитанном, принимает активное участие в кружках и спортивных секциях, посещает выставки, музеи, библиотеки. Под влиянием учебно-воспитательной работы у старших подростков интенсивнее развивается способности, проявляется творческая активность. Они нередко достигают значительных успехов, музыке, живописи, больше увлекают занятия математикой, химией, физикой, литературой. Вместе с тем педагогам следует учитывать, что если интересы подростков не направляются взрослыми, то они могут принять нежелательное направление.

Развитие интересов способствует формированию у подростков активного отношения к окружающему миру, творческого мышления, потребности создавать что-то оригинальное, а к концу этого возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии.

В этом возрасте получают достаточно полное выражение особенности развития школьника: формирование самосознания, ответственное отношение к общественным требованиям, стремление определить свое место среди окружающих.

В 8-9 классах внимание школьников акцентируется на самовоспитании, формировании общественно значимых мотивов выбора профессии, реальной самооценке ими своих потенциальных возможностей, развитии профессионально важных качеств, необходимых для овладения рядом специальностей в соответствии с потребностями современного общества, путях продолжения образования и получения профессии.

К 8-му классу подростки серьезно задумываются над выбором профессии, поэтому их учебные интересы продолжают дифференцироваться. Однако нередко интересы учащихся зависят от случайных обстоятельств: прочитанной книги, просмотренного фильма, даже отметки по предмету. Это обязывает педагогов систематически развивать интересы и интересы подростков. При отсутствии внимания взрослых интересы подростка остаются неустойчивыми или приобретают характер односторонних увлечений, которые обычно мешают гармоническому развитию школьника. Для воспитания старших подростков особое значение имеет формирование общественно значимых интересов.

Ряд образовательных учреждений предлагает, начиная с 8-го класса, обучение в классах и группах предпрофильной подготовки. При распределении учащихся целесообразно опираться на выявленные интересы учащихся, проявленные ими успехи в учебе и пожелания родителей.

Оправданным является предоставление школой 8-9-класснику возможности перехода (смены) класса (группы) предпрофильной подготовки. Хотя, безусловно, отсутствие подобных пожеланий, высказанных учащимися, может выступать подтверждением грамотно проведенного распределения учащихся по классам предпрофильной подготовки.

Учебный план внутри одной параллели 8-9-ых классов уже может иметь выраженные отличия. Однако, учитывая, что выбор профиля окончательно учащимися этого возраста еще не сделан, большая часть предлагаемых предметов и количество часов на их изучение совпадают в расписании разных классов параллели.

Начиная с 8-го класса в рамках профилизации в учебный план, помимо общих предметов, могут вводиться спецкурсы и элективные курсы (курсы по выбору), отвечающие направлению профильной подготовки.

Как правило, каждый из них непродолжителен (1-2 часа в неделю в течение учебного года или полугодия). Хорошо, если в образовательном учреждении элективные курсы организованы на всю классную параллель и непродолжительны по времени. Это делает возможным посещение каждым школьником в течение учебного года нескольких программ, исходя из личных предпочтений и интересов (а не профиля класса или группы предпрофильной подготовки). Собственная образовательная траектория школьника еще более индивидуализируется.

Предпрофильная подготовка  целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории [1, с. 2].

Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Задачи предпрофильной подготовки 9-классников – комплексная подготовка школьника к жизненно важному выбору.

Компонентом предпрофильной подготовки являются: информационная работа, которая включает: информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им региональной образовательной сети; проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях; распространение «образовательной карты», в форме буклета среди 9-классников; ознакомительные мероприятия с руководителями образовательных учреждений (профильных школ и лицеев, техникумов и др.); внутришкольную информационную работу.

Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования.

Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Подготовка учащегося к ситуации выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Условно эти этапы можно обозначить:

  • пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) - выявление образовательного запроса учащихся;

  • основной (в период обучения в 9-ом классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;

  • завершающий (при окончании 9-ого класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.

На пропедевтическом этапе осуществляется: презентация «образовательной карты» территории; предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

На основном этапе предусматривается: обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

Оказание помощи в правильном выборе призвана осуществить предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов через посещение элективных курсов.

На завершающем этапе реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля; используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.

Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:

  • выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

  • наличие индивидуально выраженных целей профильного обучения;

  • информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

  • наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

 

Литература:

 

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2011 г.). – Астана: Акорда, 2011. – 90 с.