Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

Автор: 
Виталий Семенюк, Алексей Белохвостов (Витебск, Беларусь)

Жизнь требует от людей умения приспосабливаться к изменениям в окружающем нас мире, постоянно повышать уровень собственных знаний. Теперь для человека, желающего получить высшее образование, стало необязательным посещение лекций и семинаров. Многие студенты, независимо от места жительства, могут учиться по программам западных университетов, не выезжая при этом за рубеж: высшее образование стало доступнее из-за появления его новой формы – дистанционного обучения (ДО). Эксперты прогнозируют, что в конце этого века такой вид образования будет на пике популярности.

Изначально ДО задумано для повышения квалификации людьми, имеющими очное образование. Одним из первых вузов, в котором появилась дистанционная форма обучения, стал University of South Africa (с 1946 г.), а одним из самых крупных университетов считают британский Открытый университет (основан в 1969 г.). В 1974 г. в Германии основан FernUniversitat. В середине 60-х гг. ХХ в. американцы начали использовать телеканалы для трансляции учебных курсов сотрудникам нескольких корпораций. Успех этой программы был ошеломительным. Через некоторое время началась трансляция передач по спутниковому ТВ на территории Соединенных Штатов, Европы, Австралии, Китая [1].

Существует несколько понятий дистанционного образования. Дистанционное образование – особая, совершенная форма, со­четающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и элек­тронных изданий позволяют преодолеть недостатки традицион­ных форм обучении, сохраняя при этом все их достоинства.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубе­жом с помощью специализированной информационной образова­тельной среды, базирующейся на средствах обмена учебной ин­формацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, ком­пьютерная связь и т. п.).

Дистанционное образование является одной из форм непрерыв­ного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [2]. Процесс получения знаний, умений и навыков с помощью спе­циализированной образовательной среды, основанной на исполь­зовании ИКТ, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и админист­рирования учебного процесса.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образо­вательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредован­ном или не полностью опосредованном взаимодействии обучаю­щегося и педагогического работника в области химии. Дистанционные образовательные технологии могут быть реали­зованы в виде кейс-технологий, сетевых и ТВ-технологий.

Кейс-технология – вид дистанционных образовательных техно­логий, основанный на использовании наборов (кейсов) тексто­вых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов по химии и их рассылке для самостоятельного изучения обу­чаемыми при организации регулярных консультаций у препода­вателей-тьюторов традиционным или дистанционным спосо­бом.

Сетевая технология – вид дистанционных образовательных технологий, основанный на преимущественном использовании локальных сетей образовательных учреждений и Интернета. При использовании сетевых технологий можно разработать учебно-­методические комплексы по химии.

Учебно-методический комплекс по химии должен включать: учебный план и программа курса по химии; практическое пособие по химии с тестовой системой для контроля качества усвоения материала; методические рекомендации по самостоятельному изучению курса по химии, организации самоконтроля, текущего контроля. Содержание учебного плана и программы курса по химии должно соответ­ствовать требованиям профессиональной части государственных образовательных стандартов. Учебно-методический комплекс по химии может быть дополнен справоч­ными материалами, глоссарием (словарем), хрестоматией для до­полнительного чтения, периодическими отраслевыми изданиями, научной литературой, ссылка­ми на сетевые ресурсы.

ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, ба­зирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. ТВ-технология основывается на модульном принципе, предпола­гающем разделение учебной дисциплины (химии) на логически замкну­тые блоки, называемые модулями [3].

Сущность высшего дистанционного образования по химии. Место нахождения компьютера не играет никакой роли, потому возможно обучение дома, на рабочем месте, в аудитории центра дистанционного обучения, везде, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Студенту высылают материалы по химии в виде файлов, после изучения некоторого объема сведений он отвечает на вопросы, а затем либо переходит к следующему блоку химического материала либо повторно прорабатывает материал. Так обучающийся проходит всю программу по химии, а затем сдает экзамены по химической дисциплине.

У каждого студента индивидуальный план курса химии, который составлен и согласован с преподавателем. Задача преподавателя в таком случае сводится к организации основных этапов обучения химии учащегося. Студент задает преподавателю вопросы, тот проверяет тесты, контрольные работы.

В дистанционном обучении используют такие IT-технологии: пересылку материалов для изучения через сеть Интернет; учебники по химии в электронном виде; семинары, веб-семинары; голосовую почту; видео- и телеконференции [4].

Основные отличия дистанционного обучения от заочного:

  1. Дистанционное обучение проводится без отрыва от работы и семьи. Бытовой комфорт. Как известно, даже при заочном обучении временные затраты могут составлять до 40-50 дней в год. В этом смысле дистанционное образование еще более удобно, чем заочное.

  2. Приступить к учебе можно в любое время. Освоение материала по химии может происходить в индивидуальном темпе. Иногда предлагается гибкий график сессий.

  3. Экономия на стоимости обучения и накладных расходах.

  4. Приобретение студентом навыков обучения – самостоятельного поиска информации и работы с ней.

  5. Возможность осуществлять разнообразные совместные проекты с учащимися из других регионов.

Преимущества ДО. Дистанционное образование представляет собой новый этап развития всей образовательной системы. Сама технология уже сегодня позволяет дистанционному образованию быть не менее, а в некоторых случаях и более качественным, чем очное. К примеру, в то время как студенты дневных отделений впустую тратят время, разыскивая нужную информацию в библиотеках, слушатели дистанционных курсов молниеносно находят эту же информацию в закрытых электронных базах. Очники, пытаясь совместить работу и учебу, прогуливают лекции и семинары, а «дистанционщики» имеют возможность самостоятельно планировать свое время, нарабатывая необходимый опыт параллельно с получением качественного образования. Кроме того, пока еще всегда только платное дистанционное образование оказывается для многих студентов более доступно: его стоимость в разы ниже стоимости обучения на аналогичном очном отделении, а конкурс при зачислении отсутствует в принципе.

Продолжая тему преимуществ дистанционного образования, Андрей Волков отмечает, что, во-первых, оно способно в определенной степени компенсировать тот огромный дефицит профессорско-преподавательского состава, на фоне которого и во всем мире, и в нашей стране наблюдается рост массовости образования. Во-вторых, благодаря этой форме многим, а не только тем, кто находится в аудитории, оказывается доступна наиболее передовая экспертиза, лучшие знания от ведущих мировых специалистов, обучение в престижных вузах. «При всем этом трудно себе представить, что такое образование полностью вытеснит традиционное, несмотря на все свои преимущества. Дистанционное образование, наоборот, расчищает возможность для подлинного контакта преподавателя и студента, освобождая то время, которое иначе было бы потрачено на простую трансляцию учебного материала, как это часто сейчас происходит на лекциях», – говорит Андрей Волков [5].

Дистанционная форма позволяет учиться в столичных вузах и учебных заведениях крупных городов жителям отдаленных поселков (в почтовых отделениях которых есть интернет). Кроме того, подобная форма позволяет учиться инвалидам, испытывающим различные трудности при передвижении или в процессе изучения материала. К примеру, онлайн-методы дают возможность получать полноценное образование людям со слабым слухом или с дефектами опорно-двигательного аппарата, а кейсовые аудиометоды включают в активный жизненный процесс людей с ослабленным зрением. Также постепенно начинают практиковать дистанционное образование и в местах лишения свободы, что, безусловно, идет на пользу не только слушателям, но и всему обществу в целом.

Основной недостаток дистанционного обучения по сравнению с заочным – отсутствие «живого» общения с преподавателями. Кроме того, в некоторых регионах определенные трудности связаны с низким качеством интернет-соединения. Как известно, дистанционное обучение предполагает необходимость получения объемных графических, аудио и видеофайлов.

При дистанционной форме студенты получают круглосуточный доступ в виртуальную среду обучения, в которой размещены все учебные материалы по химии (тестовые, практические, контрольные задания), библиотека и ссылки на открытые интернет-источники по изучаемой теме. Как правило, на сайте создается персональная страница студента – с подробными инструкциями, электронным учебным планом и электронной зачетной книжкой. Студенты имеют возможность слушать и читать лекции, переписываться и общаться on-line с преподавателями и сокурсниками, получать консультации персонального куратора.

Различные вузы используют те или иные информационные системы (например, международные Moodle или Campus), в том числе и собственные разработки. Большинство учебных заведений предлагают возможность ознакомиться с демонстрационной версией системы. Специальных технических требований нет. Необходимы лишь компьютер, веб-камера и выход в Интернет. Сдача контрольных работ по химии может происходить через Интернет. Работа оценивается преподавателем или отправляется на исправление. Оценка сопровождается комментариями и рекомендациями. Зачеты и экзамены проводятся в виде электронного тестирования и в форме видеоконференции. Главное организационное отличие от заочного образования состоит в том, что не требуется приезжать на сессию [6,7].

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Литература:

  1. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистан­ционному. – М.: Домодедово: ВИПК МВД России 2000. – 276 с.

  2. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С, Полат, –М.: ,ВЛАДОС,1998. – 345 с.

  3. Лавров О. А., Агапоиов С. В. Выбор программной платформы для дистанционного обучения как проблема// Educational Technology & Society. – 2004. – № 7(1) – С. 146-154.

  4. Андреев Л. А., Солдатки и В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М,: МЭСИ, 1999.

  5. Хотулева Е. Дистанционное обучение / Е. Хотулева // [Электронный ресурс]. – http://gzt.ru/ (газета – «Городские заметки" №195 от 18.10.2007г.) Информационный портал «Городские заметки» GZT.ru. – Режим дотсупа: 24.09.2013

  6. Бершадский А. М., Кревский И. Г, Дистанционное образова­ние: региональный аспект // Дистанционное образование, – 1998. № 1. – С. 14-16.

  7. Бершадский А. М., Кревский И. Г. Дистанционное обуче­ние— форма или метод // Дистанционное образование. – 1998, – №4. – С. 21-27.