Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

Автор: 
Инна Миркович, Анна Ротарь, Тамара Шайкина (Одесса, Украина)

Коммуникация как сфера научного знания имеет длительную историю. У этого термина – огромное число определений, включая антропологию, социологию, политологию, психологию, языкознание и т.д. С проблемами коммуникации сталкиваются специалисты различных отраслей человеческой деятельности.

Проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных проблем для человечества. «Именно «центральное положение коммуникаций в истории человечества, – пишет ведущий теоретик в области изучения массовой коммуникации Эрик Барноу, – убедительно объясняет, почему такие различные отрасли познания, как антропология, искусство, образование, этнология, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политология, психология и социология, – все тяготеют к изучению коммуникационных процессов...»[1].

Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.

Выдающийся культуролог и писатель Умберто Эко понимает коммуникацию очень широко: «Культура есть по преимуществу коммуникация». Однако более распространена точка зрения, что всё, что окружает человека, включая культуру, – это коммуникативная среда.

Но именно вербальная (устная и письменная разновидности) является для человека основной, универсальной формой общения.

Функции коммуникации могут быть выделены только в исследовательских целях, поскольку в реальном процессе коммуникация предполагает «пересечение» функций и смену ролей адресанта и адресата. Коммуникация представляет собой непрерывное взаимодействие в процессе общения Функции сообщений и коммуникативных актов выделены следующим образом:

 предупреждение

 совет

 информация

 убеждение

 выражение мнения

 развлечение.

Сюда можно добавить и такие функции: эмотивная, конативная, референтная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Считается, что количество функций носит условный характер.

М. М. Бахтин, утверждал, что обязательным признаком любого высказывания является его адресованность: без слушающего нет говорящего, без адресата нет адресанта. И второе: всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

Идеи Бахтина развиты в концепциях Р. Барта, Ю. Кристевой, в мировой лингвистике, философии, литературоведении, в теории коммуникации.

Роллан Барт считал, что слово представляет собой лишь возможность значения – оно получает значение только в конкретном тексте. В свою очередь Юлия Кристева выдвинула и развила гипотезу о цитатной мозаичности всякого текста, согласно которой получатель сообщения становится его косвенным соавтором.

Каждый из видов коммуникации содержит цель, на которую направлена коммуникация. Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями.

Таким образом, коммуникация – это процесс передачи сообщения, информации.

Достаточно часто встречается термин «коммуникативная личность». Коммуникативная личность – это коммуникативная компетенция индивида, которая состоит из:

 индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик,

 когнитивных,

 семиотических,

 мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации

Коммуникативная личность обладает собственным коммуникативным опытом и коммуникативными навыками.

Ведение в научный анализ этой абстракции связано с логикой развития языкознания, «предмет изучения в которой последовательно сдвигался от исследования формальных языковых структур к анализу их содержания, затем – к осмыслению функционирования содержательных языковых единиц в речи, затем – к определению их места, специфики и динамики в культурной среде и сознании человека».

 Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

 Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

 Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.

Все, что окружает человека, включая культуру, – это коммуникативная среда.

Но именно вербальная (устная и письменная разновидности) является для человека основной, универсальной формой общения, кодирования и передачи информации.

 

«Коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом».