Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Автор: 
Оксана Архипова (Ростов-на-Дону, Россия)

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современной России, вызывают потребность решении ряда задач, в первую очередь связанных с осмыслением условий и факторов, способствующих либо препятствующих демократизации системы государственного управления, повышению эффективности функционирования политических институтов, внедрению транспарентных форм и механизмов взаимодействия органов власти и развитию гражданской инициативы.

Как свидетельствуют отечественный опыт модернизационных преобразований и политические реформы в различных регионах мира, одним из основных факторов, определяющих специфику политического процесса, выступает уровень коррупции, а также эффективность национальных моделей антикоррупционных практик, направленных на реализацию и защиту интересов граждан, социальных групп и общества в целом.[1, с. 210]

Кроме того, во многих странах происходит переосмысление основ государственного управления, поскольку традиционная модель испытывает тенденцию снижения доверия со стороны граждан. Широкое распространение получили идеи «постбюрократической организации», то есть отказа от традиционной иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, перехода от «логики учреждения» к «логике обслуживания», к развитию «нового государственного менеджмента», где гражданин рассматривается как «клиент» государственных учреждений, реализующий свои права потребителя государственных услуг. Приобрели новую актуальность вопросы участия граждан в управлении, открытости управленческих структур. Все это приводит к поиску новых форм административной организации и государственного управления, новых форм и технологий организации государственно-административного управления в частности.

Наряду с другими составляющими проектов реформирования государственного управления широкое распространение получила концепция «электронного правительства» (e-government), призванная усовершенствовать процессы государственно-административного управления.

Согласно формулировке SAGA (Германия), «электронное правительство» охватывает все аспекты управленческих процессов (принятия решений), в том числе процессов оказания услуг в той степени, в какой эти процессы опираются на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данный термин охватывает широким спектр явлений, начиная от модернизации управленческих процессов на основе менеджмента «потоков работы», обеспечения доступа к. правительственным информационным ресурсам через Интернет-порталы государственных ведомств до осуществления сложных транзакций и интерактивных сервисов для граждан через Интернет.[2]

В государственной стратегии США по внедрению «электронного правительства» оно понимается как использование продвинутых Интернет-технологий для облегчения взаимодействия граждан и бизнеса с правительством, сохранения средств налогоплательщиков и рационализации связей государства и населения. При этом подчеркивается, что «электронное правительство» не сводится лишь к простому размещению различного числа форм официальных документов в Интернете, а означает обеспечение полного доступа населения и бизнеса к сервисам и информации на основе исполь­зования ИКТ.[3]

В официальных документах Правительства Канады «электронное правительство определяется как обеспечение доставки услуг гражданам с помощью электронных технологий. При этом онлайновое правительство подразумевает предоставление услуг клиенту вне зависимости от ведомственной ответственности за эту услугу. Иначе говоря, гражданин или экономический субъект получает необходимую ему услугу через единый правительственный портал, а не через какое-то конкретное государственное агентство или ряд агентств.[4, с. 116]

В руководящих документах правительственных органов Дании подчеркивается, что «электронное правительство» является нечто большим, чем просто реализация новой технологии. «Электронное правительство» - метод, с помощью которого правительство может трансформировать способы взаимодействия с гражданами. Трансформация связана не с перемещением услуг в интерактивный режим, а с фундаментальной реструктуризацией организации публичной администрации и интеграции рабочих процессов правительственных агентств для того, чтобы поместить гражданина в центр внимания и упростить взаимодействие, снизить стоимость и улучшить сервис.[5, с. 117]

В обзоре проводимых работ по внедрению «электронного правительства» в странах ОЭСР отмечается, что сам термин e-government («электронное правительство») относится больше к правительству, чем к электронным технологиям. В широком смысле, «электронное правительство» - это лучшее правительство по своей результативности, высокому качеству сервисов, тесному взаимодействию с населением и бизнесом. При этом делается упор на использование ИКТ для трансформации структуры, операций и, что еще более важно, культуры государственного управления.[6, с. 11]

Таким образом, общим практически во всех вышеприведенных определениях является акцентирование приоритетности модернизации государственного управления, включая преодоление внутриведомственных к межведомственных барьеров, перестройки управленческих процессов, центрирования основного внимания на потребностях граждан в государственных услугах. При этом использование ИКТ рассматривается не как самоцель, а, прежде всего, как инструмент, метод решения задач по повышению эффективности государственного управления. Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствующих российских публикациях, официальных документах, а также в общей направленности работ, осуществляемых в рамках формирования «электронного правительства», данный термин толкуется преимущественно в духе информатизации государственных органов, автоматизации ряда управленческих процессов, со всеми выходящими отсюда практическими последствиями.[7, с. 178]

В процессе реализации политики информатизации государственного управления в рамках формирования модели "электронного правительства" рассматривается три сферы взаимодействия:

1. Взаимодействие между органами управления: органы управления – органы управления(G2G);

2. Взаимодействие между органами управления и бизнесом: органы управления – бизнес(G2B);

3. Взаимодействие между органами управления и гражданами: органы управления – граждане(G2C).

Началом реформирования государственного управления в России посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий можно считать подписание в 2000 году В.В. Путиным совместно с другими лидерами «Большой восьмерки» Окинавской Хартии глобального информационного общества, после этого на федеральном и региональном уровне принят и реализован ряд нормативно-правовых документов, способствующих осуществлению государственной политики в области информатизации общества.[8, с. 31] В настоящее время действуют: стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [9], государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»[10], утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, Федеральный закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и т.д.

Одним из препятствий планомерного внедрения электронного правительства во всех субъектах Российской Федерации является дифференциация таких показателей как материальная обеспеченность, уровень компьютерной грамотности населения, площадь покрытия сетей и др. Информатизация общества – это не только технологический процесс, но и социальный; осуществлять подобные преобразования необходимо в контексте социально-экономического развития территории. Внедрение инструментов информатизации государственного управления – это всего лишь начальный этап намеченных преобразований, затем необходима непрерывная работа по совершенствованию и оптимизации, нацеленная в первую очередь на повышение уровня жизни населения.

Управлять процессом внедрения электронного правительства в действительности затруднительно как по направлению вертикального, так и по направлению горизонтального уровня взаимодействия между органами управления. Большое количество информации и данных, которые могли бы использовать властные структуры субъектов Российской Федерации, генерируется на федеральном уровне власти.

Отсюда вытекают проблемы, касающиеся чрезмерной самостоятельности принятия решений на региональном уровне. Мероприятия, проводимые субъектами Российской Федерации, часто не соответствуют государственной политике информатизации. Для регионов первоочередными являются их внутренние задачи, поэтому процесс реализации управленческого решения носит обособленный характер.

Некоторые регионы, не дожидаясь поручений федерального уровня, за счет использования собственной ресурсной базы с привлечением федеральных субсидий самостоятельно осуществляют политику информатизации. В силу этого практика показывает неравномерность информационного развития регионов.[11, c. 102]

Вместе с тем прослеживается ограниченность номенклатуры оборудования и программного обеспечения, а также отсутствие единого перечня необходимого программного обеспечения, что впоследствии приводит к несовместимости программ в региональной системе электронного правительства.

Очевидно, что внедрение электронного правительства в России на современном этапе принесет больший эффект если станет масштабной концепцией с разработкой программных продуктов для всех уровней власти и между субъектами, с учетом социально-экономического развития территории, направленной на развитие уровня жизни населения. Затратные сметы при внедрении электронного взаимодействия власти и общества, конечно внушительны, но общие издержки на осуществление государственного управления значительно снизятся. Причем уменьшение этих затрат станет заметным тогда, когда повысится качество обслуживания населения.

Нельзя оставить без должного внимания низкий уровень готовности российских граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Необходимо массовое освещение в средствах массовой информации возможностей системы и правил её использования для населения.

Создание правового поля в области оказания электронных услуг является необходимой мерой исключения пробелов. При всей очевидности приоритетного значения принципа законности приходится констатировать тот факт, что информационно-коммуникационные технологии опережают процесс законотворчества. Возможно, стратегически необходимо принятие отдельного нормативно-правового акта федерального значения, при помощи которого получится регламентировать процесс информатизации более тщательно.

Учитывая масштабную информатизацию населения России, правительство должно предпринимать решительные меры в направлении совершенствования данного процесса. В данном случае зарубежное сотрудничество играет важную роль. Апробированные зарубежные разработки помогут России если не занять лидирующие позиции, то хотя бы поднять свой уровень в рейтинге развития электронного правительства.

Литература:

  1. Лукина В.А. Зарубежный опыт предоставления государственных услуг.// Социология власти.-№2. – 2010. –С.210.

  2. SAGA: Standards and Arhitectures for e-government Application.- KBSt. - 2003.-V.59. - P. 37. См. также The E-Government Glossary. Practical Definitions, Explanations of Terms and List of Abbreviations.-Bonn, E-Government Proejct Team Federal Office for Information Security (BSI), 2002. -30 p. - http://www. e-government-handbuch.de.

  3. E-Government Strategy: Implementing the Presidents Management Agenda for E-Government. - Office of Management and Budget, 2002. - 34 р.

  4. Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения «электронного правительства». Отчет о научно-исследовательской работе. Часть 1 - М., Министерство экономического развития и торговли РФ, 2003. - С. 116.

  5. Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения «электронного правительства». Отчет о научно-исследовательской работе. Часть 1 - М., Министерство экономического развития и торговли РФ, 2003. - С. 117-118.

  6. The E-Government Imperative. OECD E-Government Studies. - OECD, 2003.- Р. 11-17.

  7. Юртаев А.Ю. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению. /А.Н. Юртаев – Казань: казанский государственный университет им В.И. Ульянова – Ленина, 2007.

  8. Губарева Т.В. Особенности информатизации Российской Федерации в XXI веке// Проблемы социально-экономического развития Сибири. №4-2011.- С.31-46.

  9. Российская газета: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.//Электронный ресурс. Интернет – ресурс: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

  10. Гарант: Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 – 2020 годы)».//Электронный ресурс. Интернет – ресурс: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708/

  11. Мамедова Н. От ведомственной информатизации к системе оказания электронных государственных услуг. //Проблемы теории и практики управления. - №8. – 2011. – С. 102-107.

Научный руководитель:

 

доктор экономических наук, профессор Некрасов Виталий Николаевич.