Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ

Автор: 
Андрей Моисеенко (Ростов-на-Дону, Россия)

Формирование городских агломераций - результат процессов экономического и социального развития, в частности процесса углубления территориального разделения труда, способствует более полному использованию выгод экономико-географического положения и предпосылок роста крупного города вместе с окружающим его ареалом. Экономической предпосылкой относительно быстрого развития городских агломераций являются так называемый агломерационный эффект (эффект ближних связей): высокая степень концентрации производства; концентрация квалифицированных кадров, и тесная связь производства с наукой и учебными центрами, максимально эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры.[1, с. 26]

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Хотя формирование городских агломераций, во многом естественный процесс, происходящий в связи с объективными тенденциями развития системы расселения, необходимо формирование оптимальных механизмов управления, способствующих максимальному раскрытию потенциала агломерационных процессов, что приведет к социально-экономическому развитию территории и повышению качества жизни населения.

В контексте развития городских агломерации, на наш взгляд, целесообразно создание механизма публичного управления, как взаимодействия общества, государства и бизнеса. [2, 3] Согласно мнению исследователей, современное общество как самоорганизующаяся система, поддерживает свою структуру двумя основными способами: властным управлением и нормативным регулированием. Таким образом, при рассмотрении механизма публичного управления следует акцентировать внимание на двух основных аспектах: выработке оптимальных норм, регулирующих агломерационные процессы, а также на механизмах организации публичной власти.

При этом не следует забывать, что в отличие от государственной власти, задача публичной власти заключается в том, чтобы наилучшим образом соединить управление «сверху» с саморегулированием «снизу».

Необходимо отметить, что агломерация занимает промежуточное место между муниципальными образованиями и субъектом федерации, таким образом, целесообразно говорить о промежуточном месте института управления городской агломерацией между уровнем местного самоуправления и региональным уровнем государственного управлением.

При этом, наша позиция заключается в том, чтобы признанные права населения на доступность местного самоуправления не уменьшалась в сторону дополнительного государственного регулирования, дополнительной централизации, а наоборот увеличивалась доступ широких слоев населения к обсуждению вопросов формирования своего будущего.

На сегодняшний день, отсутствует законодательное определение «городская агломерация», в связи с вышеизложенным, целесообразно внести ряд изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[4] Кроме того возможно принятие на региональном уровне закона «О развитии городских агломераций на территории субъекта Российской Федерации». Однако, указанный закон в обязательном порядке должен быть одобрен Конституционным судом Российской Федерации.

Совершенствования нормативно-правового регулирования развития городских агломераций, на наш взгляд, предусматривает выработку унифицированных процедур взаимодействия муниципальных образований, входящих в городскую агломерацию, законодательных и исполнительных органов государственного власти на региональном уровне, полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах, а также федерального уровня власти для подготовки, принятия и реализации решений по следующим направлениям:

- территориальное планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, создание условий для общественного контроля за выработкой и реализацией градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки, что обеспечит безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов;

- разработка и реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры территории городской агломерации, документов, устанавливающих перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

- совместная работа по созданию оптимальной транспортной инфраструктуры, развитию различных видов транспорта, отвечающего экологическим требованиям, транспортно-пересадочных узлов, создающих условия для комфортного передвижения между муниципальными образованиями внутри агломерации, что создаст условия для маятниковой трудовой миграции, так как на сегодняшний день, большое количество лиц, трудоспособного возраста, населяющих спутниковые зоны, работает в организациях, территориально расположенных в ядре агломерации, кроме того наметилась тенденция к переезду жителей ядра агломерации в пригороды, в связи с увеличением темпов индивидуального жилищного строительства, а также уровнем шума и экологической ситацией в центральных районах.

В рамках властного управления, на наш взгляд, необходимо создать систему сдержек и противовесов, разделив процесс выработки и принятия решений от реализации указанных решений и контроля за их реализацией:

так создается при администрации центра агломерации специализированных орган, в котором участвует представители всех муниципальных образований, входящих в агломерации, на заседаниях указанного органа обсуждаются вопросы, выносимые на голосование, и принимаются решения, указанные решения должны быть одобрены в законодательном органе субъекта, после чего реализуется муниципальными образованиями, деятельность которых координируется специализированным министерством (министерство территориального развития) при исполнительном органе региональной власти. Контроль за реализацией указанных решений и процессом их реализации осуществляет полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе.

Таким образом, на сегодняшний день, в контексте развития городских агломераций, как опорных точек социально-экономического развития Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно создание механизма публичного управления городскими агломерациями, при котором реализуется право населения на осуществление местного самоуправления, осуществляется взаимодействие ветвей власти на местном, региональном и федеральном уровне, что поспособствует стабильному развитию непосредственно городских агломераций, смежных к агломерациям территорий, субъектов Федерации, федеральных округов, что поспособствует.

Литература:

 

  1. Перцик Е.Н. Крупные городские агломерации// Проблемы развития агломераций России. – М: КРАСАИД, 2011 с. 26.

  2. Чиркин В. Публичное управление. Юристъ, 2004. С. 42.

  3. Цатурова А.С. Публичное управление национальной образовательной системой.: Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2011.-104С.

  4. Российская газета: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".//Электронный ресурс. Интернет – ресурс: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html

 

Научный руководитель:

 

доктор экономических наук, профессор Онопченко Татьяна Юрьевна.