Автор:
Анастасия Иванисенко (Курск, Россия)
Деятельность человечества в течение последнего столетия привела к серьезному загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. Мы стоим на пороге кризиса цивилизации, кризиса как экологического, так и социального. Дальнейшее существование и прогресс человеческой цивилизации станет возможным только лишь при формировании бережного отношения к окружающей среде. Это требует воспитания экологической культуры и ответственности за свои поступки.
Важную роль в развитии общества занимает экологическое воспитание школьников и молодёжи, которое, наряду с чистым обретением знаний формирует общественное мнение и политическую волю граждан. В сущности, речь идет об обеспечении через систему образования нового, ориентированного на будущее, экологического мышления. В образовательных учреждениях России накоплен обширный опыт теоретического и практического воплощения различных подходов и моделей экологизации образования. Экологическое образование и воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе.
В становлении экологической культуры человека основополагающую роль играет нравственная составляющая. Окружающая природа загрязнена подобно внутреннему миру современного человека. Люди не всегда в состоянии это разглядеть. Бережное отношение к природе необходимо прививать с момента становления будущего полноправного гражданина общества как личности. Специфика процесса воспитания экологической культуры молодежи заключается в его рассмотрении в системе отношений человек—природа—общество. Как говорил В.И. Вернадский: «Человек – часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы», тогда что же заставляет его вести себя столь низко? Окружающий мир и порядок зависит прежде всего от самого человека, его внутренней самоорганизации, ведь личность – это отражение внутреннего мира человека, отбрасываемое на зеркальную поверхность внешнего мира. Лишь после проведения самоанализа, избавившись от «внутренней грязи», люди станут полноценными гражданами общества в широком смысле.
Экологическая культура личности является целью экологизации образования. Она характеризует уровень общей культуры личности, основанный на экологическом мировоззрении. Особенность экологической культуры – доминирование духовности – приоритета духовных творческих ценностей над материальными. Так, неотъемлемой частью процесса их формирования является общение с природой, содействие, сострадание ей.
Результатом экологического воспитания, осуществляемого в русле культурологического подхода, становятся такие параметры духовной культуры личности, как:
- экологическое мировоззрение
- жизненные ценности как основа для моделирования экосообразного образа жизни
- установка на разумное поведение, помощь и созидание в социоприродной среде
Таким образом, нравственность является основой всех основ. В зависимости от того, что вложено в душу человека в юности, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.
Литература:
-
Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли. М., 1998.
-
Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы.-М.: Педагогика, 1981.
-
http://www.ecovospitanie.ru/ Раздел «Экологическое воспитание как важнейший механизм социализации детей и молодежи»