Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ НА АДАПТАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА

Автор: 
Александр Мартышов, Светлана Горюнова (Москва, Россия)

В современном мире обучение детей навыкам восточных единоборств получает все более широкое распространение. В ряде стран занятия каратэ, по сути, вошли в программу школьного обучения. Поскольку основной мотивацией этих действий в настоящее время является привитие детям навыков самозащиты, в соответствии с этим происходит и организация учебно-воспитательного процесса, а также прогноз и оценка его результатов.

Однако изначально становление и дальнейшее развитие школ восточных единоборств происходило не столько с целью приобретения навыков рукопашного боя, но и как одна из форм совершенствования духовной сферы человека, достижения им гармонии с окружающим миром, прежде всего с природой [1]. Важнейшее значение при этом имели религиозно-культовые и философские аспекты. Впоследствии, в ходе массового распространения каратэ в западных странах, эта сторона была во многом утрачена. В результате само по себе изучение каратэ, не как элемента физической подготовки, а как важного фактора формирования среды обитания человека, воспринимается как нонсенс [2].

Вместе с тем, исследование этого вопроса по ряду причин весьма актуально. Во-первых, как всякий массовый вид физической культуры, каратэ, даже без учета других аспектов, способен оказать значимое влияние на процесс развития детского организма, в т.ч. вызвать нежелательные последствия. Во-вторых, приобретаемая детьми физическая самодостаточность способствует формированию у них поведенческой модели, повышающей их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов среды и увеличивающей шансы выживания в чрезвычайных ситуациях. В-третьих, правильно ориентированное обучение каратэ предполагает отказ от вредных привычек и асоциального поведения и, напротив, создает предпосылки для укрепления позитивных общественных отношений (помощи и защиты слабых и др.). В-четвертых, анализируя характер взаимоотношений человека и среды его обитания, необходимо учитывать, что комфортность его существования определяется не только набором существующих физико-химических, биологических и социальных условий, но и их восприятием [3, 4]. Таким образом, организованный процесс массового обучения детей каратэ может рассматриваться как один из инструментов формирования благоприятной среды обитания современного человека, создающей условия улучшения физического и духовного здоровья населения.

Особенно актуальным представляется оценка и оптимизация эколого-физиологического воздействия занятий каратэ в условиях мегаполиса на адаптацию младших школьников к условиям среды мегаполиса. Под термином «эколого-физиологическое воздействие» мы понимаем всю совокупность наблюдаемых эколого-физиологических и психологических изменений, возникающих в результате психофизических занятий и способствующих повышению устойчивости детского организма в существующих условиях окружающей среды.

Заболеваемость детей в России за последние годы выросла почти на 20%. Больше половины – не просто часто болеют, а имеют в целом ослабленное здоровье. В настоящее время здоровыми признаны чуть более 20% российских школьников; две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% – хронические заболевания. Первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Существенно возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки для детей младшего школьного возраста. Число детей школьного возраста с признаками отклонения в состоянии здоровья постоянно увеличивается, причем нарушение формы осанки является наиболее распространенным. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экологических и политических задач, стоящих перед обществом.

Все возрастающая популярность единоборств среди учащихся делает актуальным вопрос создания методик использования средств этого вида спорта в качестве прикладной спортивной физической подготовки современных школьников младшего возраста, что, безусловно, должно способствовать повышению общей резистентности организма детей. Именно каратэ обладает большим развивающе-оздоровительным, а также коррекционно-профилактическим потенциалом, формирует взаимодействие человека с окружающей средой, способствует повышению адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям мегаполиса [5, 6].

Основной целью данного исследования являлось изучение эколого-физиологического воздействия занятий каратэ на двигательную активность и процессы адаптации младших школьников в условиях столичного мегаполиса.

Основным материалом для работы послужили результаты, полученные при исследовании, проводившемся с ноября 2007 г. по ноябрь 2011 г. на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Западного административного округа города Москвы: в центре образования №1432 «Новая школа». Исследование проводилось в двух группах младших школьников, занимающихся каратэ - контрольной (занятия велись по обычной методике) и контрольной (по предложенной авторами методике, с включением специального комплекса упражнений).

Как отмечает Китайкина Н.А., осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребенка, который приходится на младший школьный возраст. Это связано с неодновременным развитием костного и суставно-связочного аппаратов и мышечной системы ребенка: кости и мышцы увеличиваются в длине, а рефлексы статики ещё не приспособились к этим изменениям. Дефектная осанка создаёт условия для проявления заболеваний позвоночника и других органов опорно-двигательного аппарата, приводящих к расстройствам деятельности внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [7].

Именно поэтому в течение всего периода исследования в режим занятий каратэ был включен специальный комплекс упражнений, направленный на профилактику и коррекцию нарушений осанки (укрепление мышц живота, шеи и спины), на 50% заимствованный из курса лечебной гимнастики. В комплекс включены упражнения на расслабление и «самовытяжение», выравнивание на основе принципа Пилатеса. На выполнение каждого упражнения комплекса учениками было затрачено примерно 90 секунд, отдых между упражнениями составлял 5 секунд. К четвёртому году занятий каратэ ученикам предлагалось выполнять каждое упражнение комплекса в течение 3 минут. Увеличение дозировки по времени выполнения упражнений комплекса происходило в зависимости от степени овладения данными упражнениями.

При контрольном обследовании учащихся опытной и контрольной групп, проведенном в конце исследования, была отмечена положительная динамика в исправлении нарушений осанки. Нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях были исправлены в обеих группах, однако у учащихся опытной группы тенденция к улучшению была наиболее заметна (у 64% учащихся нарушения осанки удалось исправить, в тяжелых случаях с привлечением мануального терапевта, тогда как в контрольной группе исправлены нарушения осанки лишь у 8% учащихся).

На основании проведенных исследований можно констатировать, что данный метод позволил значительно исправить нарушения осанки у учащихся опытной группы младшей возрастной группы при систематическом и правильном выполнении ими специальных упражнений. Метод практически универсален и не требует особых условий и квалификации преподавателя. Комплекс можно выполнять в домашних условиях, поскольку он не требует от учащихся специальной подготовки и содержит простые упражнения.

Реализация в течение нескольких лет новой методики физической подготовки детей (условно названной нами «тренинговые занятия по каратэ») позволила в значительной степени повысить уровень физического здоровья у учащихся опытной группы, снизив количество заболевших детей до 4% от общего количества младших школьников, занимающихся в группе.

В результате аттестации единоборцев (2 раза в год) в опытной группе количество единоборцев, сдавших на следующий пояс, достоверно выше (составляет 80% от общей численности группы), чем у единоборцев контрольной группы (55%), что может свидетельствовать как о более высоком уровне подготовки, так и о достаточно высокой степени эколого-физиологической адаптации к неблагоприятным факторам среды мегаполиса учащихся опытной группы.

Литература:

 

  1. Ояма М. Что такое каратэ? – Петрозаводск: Центр, 1991. – 97 с.

  2. Москвин Н. Г. Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования: автореф. дис… канд пед. наук. – Йошкар-Ола, 2006.

  3. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: Треугольник, 1993. – 97 с.

  4. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. – М.: КРУК, 1994.– 256 с

  5. Передельский А.А. Искусство единоборств: боевые танцы как спортивное и прикладное единоборство // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – М., 2009. – №1 (15). – С.41-44.

  6. Mel`nychenko, M.H. Characteristics and dynamics of morbidity among population of down-town Kiev caused by the enhancement of anthropogenic chemical factors // Likars`ka sprava, 2004.– N 5-6. – P.19-25.

  7. Китайкина Н.А., Сетяева Н.Н. Методика коррекции нарушений осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры // Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка. – 2010. – №2. – С. 10-14.