Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА

Автор: 
Дарья Болдарева (Донецк, Украина)

Понимание эмоционального состояния человека важно не только в наших взаимоотношениях с другими людьми, но и в отношениях с самим собой. Это понимание приводит к осознанию индивидуальных сторон, определяющих нашу жизнь. Чувства могут помочь стойко перенести какие-либо испытания, избавиться от страхов. Социолог или психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Ему нельзя полагаться только на слова человека, поскольку последний не всегда способен правильно и полностью описать свои чувства. Но лицо может отразить эмоции переживаемые человеком, даже когда сам человек не может подобрать слова или не знает, что ощущает. Врачам также необходимо правильно понимать эмоции пациентов. Люди с физическими заболеваниями чаще всего неохотно говорят о своих чувствах к болезни, о своих страхах, печалях, отвращении. Поэтому врачи должны уметь правильно понимать эмоции человека. Что касается менеджеров по персоналу, то они не всегда могут верить словам человеку, пришедшему на собеседование. Является ли уверенность претендента неподдельной? Действительно ли он заинтересован в получении этого места? При проведении интервью менеджер обязан внимательно наблюдать за изменениями лица претендента, чтобы не ошибиться в своём выборе.

Исследованием проблемы языка телодвижения занимались такие учёные как Чарльз Дарвин («Выражение эмоций у человека и животных»), Альберт Мейерабиан (установил, что передача за счёт невербальных средств составляет 55%), Бердвиссл (обнаружил, что более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения).

Понимание эмоций имеет важное значение для личного благополучия, поддержания близких отношений между людьми, успехов в профессии. Лицо является основной сигнальной системой в отображении эмоций. Через своё лицо человек передаёт сигналы трёх типов: статичные, медленные и быстрые. Статичные отражают такие характеристики лица, как цвет кожи, форму лицевых костей, форму и расположение глаз, бровей, носа, рта. Медленные сигналы отображают изменения лица, которые происходят с течением времени: изменение текстуры или цвета кожи посредством появления морщин. Быстрые сигналы возникают при движении мышц лица, они проявляются на лице в течении нескольких секунд или даже долей секунды. На лице отображаются одновременно несколько типов сигналов для передачи сообщений: об эмоциях, настроении, установках, характере, возрасте, расе, интеллекте и т.д. Мы остановимся конкретно на рассмотрении эмоциональных сообщений, передаваемых с помощью быстрых сигналов: удивление, страх, отвращение, гнев, радость, печаль.

Проблемы в понимании выражений лица возникают из-за того, что люди мало смотрят друг на друга. Существуют так называемые микровыражения, которые длятся всего доли секунды. Большинство людей просто не замечают их или не успевают их распознать. Продолжительные выражения эмоций чаще всего являются притворными.

В настоящее время проводятся исследования с целью выяснить когда два человека действительно смотрят друг на друга: чтобы увидеть, какие эмоции демонстрирует собеседник, требуется ли ему возможность вставить слово, высказаться. Почему же большую часть времени люди не смотрят друг на друга, когда разговаривают? Отчасти это объясняется вежливостью: воспитание не позволяет смотреть на человека в упор. Или нежелание смущать другого человека, который, возможно, хочет скрыть от собеседника какую-либо информацию. С другой стороны это объясняется стремлением не обременять себя дополнительной информацией.

Определение того, какие эмоции выражаются на лице, недостаточно. Важно выяснить, являются ли наблюдения и оценки правильными. В ходе анализа экспериментов действительно были найдены доказательства возможности получения точных оценок выражения лица. В одном эксперименте были сделаны фотографии людей с психическими заболеваниями во время того, как они попала и лечебницу, а затем ещё раз, после того, как они прошли курс лечения и готовились к выписке. Фотографии были показаны независимым людям и те безошибочно определили когда была сделана та или иная фотография: до или после выписки. Затем эти фотографии показывали другим людям, которые не были предупреждены, что видят снимки пациентов психиатрической лечебницы. Этих людей просили показать, эмоции каких людей являются приятными и неприятными. И снова были даны точные оценки: неприятными оказались выражения лиц пациентов до лечения, и приятными – после. В следующем исследовании других наблюдателей просили показать фотографии людей, лица которых выражают приятные или неприятные эмоции. Люди на снимках были подвержены стрессу либо находились в спокойном состоянии. Наблюдатели безошибочно оценивали выражения лиц в период стресса, как более неприятные, чем выражения лиц, которые были сфотографированы в нестрессовой ситуации.

Рассмотрим подробнее некоторые виды эмоций.

УДИВЛЕНИЕ. Является самой кратковременной эмоцией. Человек не может удивляться долго, если только поразившее его событие не открывается для него своими новыми неожиданными гранями. Никогда не растягивается. Удивление вызывается как неожиданным событием, так и событием, которое можно назвать псевдонеожиданным. Неожиданное – это событие, появление которого никто не ожидал, а псевдонеожиданное – это появление события, отличного от ожидаемого. Удивительными могут быть взгляд, звук, вкус, запах, прикосновение и т.д. Удивление является нейтральным. Поэтому фраза «я приятно/неприятно удивлён» неправильна. Радость, удовольствие или отвращение возникают вслед за удивлением, вызванным каким-либо событием. Как выглядит удивление? Лицо, выражающее удивление, имеет свои внешние характерные особенности:

- брови подняты и изогнуты;

- кожа под бровями натянута;

- поперёк лба идут горизонтальные морщины;

- веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз – склеру – можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней;

- нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.

СТРАХ. Люди боятся причинения любого вреда: физическую боль или моральные страдания. Сильный страх – неприятное ощущение, порой являющееся травматической и вредной для здоровья: кожа человека может побледнеть, учащается дыхание, дрожат руки и т.д. Страх может быть кратковременным, а может нарастать постепенно. Существуют характерные формы отражения страха на лице человека:

- брови приподняты и слегка сведены;

- морщины наблюдаются только в центральной части лба, а не по всей его ширине;

- верхние веки приподнимаются, обнажая склеру, а нижние веки напряжены и подтянуты вверх;

- рот открыт, а губя либо слегка напряжены и оттянуты назад либо растянуты и оттянуты назад.

ОТВРАЩЕНИЕ. Эта эмоция является проявлением глубокой неприязни. Человек может испытывать отвращение к звукам, прикосновениям, запахам. Отвращение подразумевает проявление реакций отталкивания и уклонения человека от объекта или удаление объекта от человека. При проявление неконтролируемого отвращения может возникнуть тошнота и рвота. Действия, наружность людей, их поступки или даже из идеи также могут вызывать чувство отвращения. Рассмотрим самые важные подсказки для идентификации отвращения:

- верхняя губа приподнята;

- нижняя губа также приподнята и придвинута к верхней губе или же опущена и слегка выдвинута вперёд;

- нос сморщен;

- щеки приподняты;

- проявляются морщинки на коже под нижними веками, а веки приподняты, но не напряжены;

- брови опущены, в результате чего происходит опускание век.

ГНЕВ. Является одной из самых опасных эмоций. Испытывая гнев, вероятнее всего, человек умышленно причиняет вред другим людям. Частью опыта переживания гнева является риск потери контроля. Причинами гнева чаще всего являются фрустрация, физическая угроза, чьи-то действия, наносящие моральный ущерб или отличающиеся от моральных принципов человека и т.д. При проявлении гнева артериальное давление повышается, лицо может покраснеть, вены на лбу и шее становятся более заметными. При проявлении гнева наблюдаются такие изменения лица:

- брови опущены и сведены;

- между бровями появляются вертикальные морщины;

- нижние веки напряжены, они могут быть или не быть приподняты;

- верхние веки напряжены, они могут быть или не быть опущены в результате опускания бровей;

- глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачаны наружу;

- губы могут находиться в двух основных состояниях: плотно сжаты, уголки губ прямые или опущены вниз; либо губы могут быть раздвинуты (образуя прямоугольный рот) и напряжены – как при крике;

- ноздри могут быть «вразлёт».

РАДОСТЬ. Является позитивной эмоцией. Тактильная стимуляция, звуки, вкус, изображения способны вызвать приятные ощущения, благодаря которым человек чаще всего чувствует себя счастливым. Похвала, дружба, уважение других людей дают возможность человеку испытать радость. Такая радость возникает из опыта, при котором люди, которые оказывали вам поддержку, также ласкали вас, кормили, облегчали боль. Радость выражается на лице следующими факторами:

- уголки рта оттянуты назад и вверх;

- рот может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором – нет;

- морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта;

- щеки приподняты;

- нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки;

- морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам.

ПЕЧАЛЬ. В печали человек переживает страдания «приглушённо». Он не кричит, а переживает несчастье более спокойно. Печаль пассивна. Она является вариацией горя, вызванного физической болью или тяжёлой утратой. Печальные люди не желают действовать, они неподвижны, вялые. Рассмотрим отличительные черты проявления печали:

- внутренние уголки бровей приподняты;

- участки кожи под бровями имеют форму треугольника, опирающегося на своё основание;

- внутренние уголки верхних бровей приподняты;

- опущенные уголки рта или дрожащие губы.

Как видно из вышеприведённого, умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, социологам, педагогам, врачам и менеджерам, то есть тем, кто работает с людьми. Менеджерам эти знания помогут подобрать качественный персонал. Для этого необходимо знать о реальных чувствах человека, а об этом расскажет такой источник информации как лицо. Менеджер по персоналу при проведении собеседования наблюдает за тем, как претендент контролирует свои эмоции, является ли уверенность неподдельной или же под мнимой уверенностью скрыта нервозность, вызванная пониманием своей некомпетентностью. Изучение лица поможет узнать действительно ли претендент заинтересован в получении этого места или же просто уверяет в этом менеджера.

Литература:

  1. Дарвин Ч.Р. Выражение эмоций у человека и животных / Пер. с англ. – М.: Москва 1872. – 1040 с.

  2. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 272 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

  3. Пиз А. Язык телодвижений / Пер. с англ. – М.: Москва 1992. – 265 с.: ил.

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, Самойленко Неля Васильевна.