Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

государственная поддержка кластерных инициатив в Республике Казахстан

Автор: 
Гулжан Абдраманова (Астана, Казахстан)

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» отмечается, что кластер-ориентированное развитие экономики является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста: «Мы выбрали модель конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями, имеющими экономический потенциал повышения конкурентоспособности, положив тем самым начало развитию системы казахстанских кластеров … в таких сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно - логистические услуги, металлургия и строительные материалы. Они определят долгосрочную специализацию экономики страны в не сырьевых отраслях» [1].

Современная государственная политика в области формирования и развития кластеров, определяется многими национальными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать в виде:

- конкретной политики с четко установленной стратегией и выделенным бюджетом, которая может охватывать ряд промышленных секторов;

- политики, сфокусированной на отдельных аспектах развития кластеров, например, взаимодействия между бизнесом и исследовательскими организациями или бизнесом и государством;

- политики как составляющей других стратегий экономического развития;

В зависимости от проводимой политики определяются и направления, формы государственной поддержки кластеров, среди которых можно выделить прямую финансовую поддержку специфических проектов, снижение налогов на исследовательские расходы, организацию публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.), обеспечение передачи информации [2].

Для эффективного функционирования кластеров необходимо наличие соответсующей нормативно правовой базы. В последние годы в республике были приняты ряд законов, регламентирующих их создание и развитие. В их числе Закон РК «О науке», Закон РК «О специальных экономических зонах (СЭЗ) в Республике Казахстан», Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и др. Таким образом, можно сказать, что в республике создана нормативно-правовая основа для деятельности инновационных кластеров.

Зарубежный опыт свидетельствует о широком разнообразии правительственных организаций поддержки кластеров. Как правило, реализация кластерных стратегий предполагает наличие грантообразующих фондов (институтов, агентств), поддерживающих кластерные инициативы: например, Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания). Кроме того, организовываются специальные институты, выполняющие функции по развитию, построению сетевых структур и их интернационализации. К ним можно отнести центры экспертизы (Финляндия), центры превосходства (США), консалтинговые, маркетингово - аналитические и брендинговые компании (Economic Competitiveness Group (США); институты и агентства, входящие в кластерные инициативы (Мюнхенский технический университет). Неотъемлемой частью инфраструктурного обеспечения кластерных стратегий является создание бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон, которые, по сути дела, являются катализаторами образования региональных кластеров [3].

Формирующаяся в Казахстане государственная кластерная политика использует инструменты, как либеральной, так и дирижистской модели.

Формирование и развитие региональных кластеров в каждом отдельном случае является процессом поиска компромисса интересов всех его участников, которых можно свести к триаде «бизнес-государство-наука».

В зависимости от степени диверсификации регионы нуждаются в различной степени государственной поддержки.

В Республики Казахстан была принята государственная программа «Стратегия индустриально - инновационного развития на 2004-2014 годы», которая направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей [4].

С целью диверсификации экономики, а также повышения производительности труда был создан проект "Казахстанская кластерная инициатива", реализация которого началась в июне 2004 года. Эта инициатива будет способствовать быстрому росту и диверсификации недобывающих секторов казахстанской экономики. В рамках проекта Правительство создало Центр маркетинго-аналитических исследований. Данный центр в течение года вместе с привлеченными международными специалистами (включая Майкла Е. Портера), отечественными учеными, предпринимателями, бизнес-объединениями провел предварительную работу по оценке перспектив отраслей экономики Казахстана на внутреннем и мировом рынках.

В Казахстане существует много кластеров, которые потенциально могут добиться процветания. Избрание 23 кластеров для аналитического исследования и 7 кластеров для развития и реализации проекта основано на применении критерия вероятности того, что у них хороший потенциал для достижения успеха. По семи пилотным кластерам были разработаны и приняты планы развития кластеров, утвержденные постановлением правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года. В эти кластеры входит туризм, пищевая промышленность, транспорт и материально - техническое обеспечение, текстильная промышленность, производство нефтегазового оборудования и др. [5].

Зернопродуктовая отрасль отнесена к одному из приоритетных направлений формирования пищевых кластеров и представляет интерес для развития пищевой отрасли АПК Казахстана на ближайшую перспективу.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, выступая в университете, названном его именем, указал, что одним из основных приоритетов в повышении эффективности и конкурентоспособности национальной экономики является реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2004-2014годы, предусматривающей в числе прочих мероприятий создание сети инновационных кластеров [4].

Необходимость перехода от традиционных кластеров к инновационным объясняется тем, что XX век был веком высоких технологий в промышленности, а XXI будет веком высоких инновационных технологий, направленных на развитие человеческого капитала.

Как показывает мировой опыт, кластеры позволяют государству регулировать направления социально-экономического развития территорий, рационально распределять материальные, человеческие и финансовые ресурсы, используемые в несырьевых секторах экономики, способствуют привлечению иностранных инвестиций.

Кластеры обладают большей способностью к нововведениям, чем другие хозяйствующие субъекты, по следующим причинам:

- способность фирм - участников кластера более адекватно и быстрее реагировать на потребности покупателей;

- облегчение участникам кластера доступа к новым технологиям;

- включение в инновационный процесс поставщиков и потребителей, а также предприятий других отраслей;

- уменьшение в результате межфирменной кооперации издержек на научные исследования и разработки;

- интенсивное конкурентное давление на фирмы, участвующие в кластере.

Первоначально кластеры создавались по производственному принципу. В настоящее время приоритет за инновационными кластерами, поскольку, как показывает мировой опыт, наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

В отличие от традиционных отраслевых кластеров, инновационные кластеры представляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами-участниками кластера, их поставщиками и потребителями, но и крупными исследовательскими центрами и университетами, которые являясь генераторами новых знаний и инноваций, обеспечивают высокий образовательный уровень региона.

Это делает возможной координацию усилий и финансовых ресурсов для создания нового продукта и технологий, а также выхода с ними на рынок. В результате в рамках кластера выстраивается замкнутая технологическая цепочка - от создания инновационного продукта до его производства и вывода на рынок.

Другое отличие инновационных кластеров от традиционных промышленных состоит в создании в рамках кластеров преимущественно экспортно-ориентированной продукции и технологий, поскольку внутрикластерные конкурентные преимущества становятся значимыми в международном масштабе.

Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта, который является продуктом деятельности нескольких фирм или исследовательских институтов. Это позволяет ускорить распространение инноваций в региональном экономическом пространстве. Кроме того, объединение участников кластера на основе вертикальной интеграции приводит не к формированию спонтанной концентрации разнообразных технологических изобретений, а способствует созданию определенной системы распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера [2].

Создание в республике сети инновационных кластеров имеет чрезвычайно важное значение для перевода национальной экономики на инновационный путь развития. Кластеры являются движущей силой социального развития и источниками долгосрочного экономического роста. Это объясняется тем, что, во-первых, кластеры характеризуются динамичностью, способностью расширяться, углубляться, постоянно присоединять к себе новые элементы, во-вторых, производства внутри кластера оказывают друг другу поддержку, создавая тем самым синергетический эффект и обеспечивая непрерывное поступательное развитие.

Литература:

 

 

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», февраль 2005 г

  2. Кайгородцев А.А., Инновационный кластер – магистральный путь развития экономики // Научные труды, Алматы, 2005

  3. Ахметжанова С.Б. О Кластерном подходе к развитию отрасли // Вестник КазГАУ, 2001, № 1

  4. Государственная программа «Стратегия индустриально - инновационного развития на 2004-2014 годы»

  5. Новые формы организации инновационного процесса // Журнал «Экономика», http://www.subcontract.ru