Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Проблемы управления инновационно-инвестиционным процессом

Автор: 
Шавкат Сунакбаев (Туркестан, Казахстан)

Предпринимательский сектор отечественной экономики в настоящее время развит недостаточно. Имеется несовершенный рынок с достаточно высокой степенью монополизма и слабой интеграцией в мировое хозяйство. Центральная роль в будущем процветании общества принадлежит инновациям, повышающим производительность труда и вложенного капитала. Развитие инноваций осуществляется в условиях накопления новых знаний, создания и продуктивного использования новых технологий. Несмотря на то, что Казахстан располагает многими современными технологиями, имеет мощную базу фундаментальной науки и политехнического образования, для осуществления качественных социально-экономических преобразований необходимо создание новых знаний, новых эффективных технологий и развитие образования.

Инвестиции в новые предпринимательские инициативы в западных странах осуществляются в настоящее время в условиях либерализации финансовых рынков и развития многообразных венчурных механизмов привлечения финансовых ресурсов. Современная система венчурного финансирования создает условия для тесной связи предпринимателя с фондовыми рынками. Отсутствие же эффективного, высоко капитализированного фондового рынка, а также неразвитость отечественной кредитной системы не только тормозят межотраслевой перелив капитала и замедляют рост инвестиций, но и являются фактором, блокирующим развитие инноваций.

Таким образом, в настоящее время многие отечественные предприятия являются неконкурентоспособными на мировом рынке, все более ориентирующемся на новую экономику. Сегодня жизненно важным является переход страны от факторной стадии конкурентного развития к инвестиционной стадии, совмещенной с инновационной стадией. Этот переход вполне оправдан, так как переход к одной лишь стадии развития на основе инвестиций, вялый процесс которого наблюдается в настоящее время в Казахстане, характеризуется капитальными вложениями не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, а в их простое воспроизводство. В казахстанской экономике сегодня технический уровень подавляющей массы основных фондов значительно отстает от мирового, и тратить средства на их воспроизводство. Приоритет должен быть отдан развитию на основе активизации инновационной деятельности в базовых наукоемких отраслях народного хозяйства. Факторы производства и инвестиции являются не целью, а средством научно обоснованной инновационной деятельности, обеспечивающей подъем технико-экономического развития страны и повышение качества жизни населения.

Представляется, что основной предпосылкой для развития инновационной деятельности в отечественном предпринимательстве является необходимость объединения под единым управлением инновационной и инвестиционной функций. Устранение многократных издержек, возникающих обычно из-за разделенности функций инноваций и инвестиций и подчиненности их разным руководителям, обеспечивает ускорение процесса создания объекта инновации. Инвестиционный процесс, являющийся отражением общего состояния экономики, определяет динамику ее развития и формирует основы успешного функционирования в будущем. Резкое падение инвестиционной активности в последнее время привело к снижению производственного потенциала страны. Одной из основных причин этого явилось отсутствие необходимого взаимодействия между федеральным, региональным уровнями управления и предприятиями, являющимися наиболее активными субъектами рынка. Анализ объективных предпосылок активизации инвестиционного процесса показывает, что в последние годы в стране наблюдаются позитивные сдвиги в экономике, создающие условия для повышения эффективности инвестирования. Вместе с тем, центр тяжести экономических реформ переносится с федерального уровня управления на региональный уровень. Тенденции развития именно территориальных образований определяют способность страны выйти из кризиса и осуществить качественные социально-экономические преобразования. Инновационный подход в формировании эффективного механизма управления инвестиционным процессом в регионе может быть реализован в условиях структурно-функциональных преобразований в экономике регионов. Инновационный процесс неоднороден и имеет отличительные особенности в различных сферах деятельности. Инновационная деятельность – это не просто создание и применение новых технологий, а, прежде всего, целенаправленное формирование и воспроизводство инвестиционного потенциала региона. Процесс развития на инновационной основе не только объективно необходим, но и реально возможен.

В настоящее время все отчетливее видно, что важнейшее место в развитии отечественного предпринимательства занимает региональная инновационно-инвестиционная политика.

Итак, инновационные инвестиции формируются как за счет собственных, так и заемных источников финансирования, причем для финансирования инноваций предприятия, крайне нуждаются в привлечении значительного объема заемных ресурсов. Методология управления инвестиционным процессом в условиях переходной казахстанской экономики развивалась в направлении совершенствования методов оценки инвестиционных проектов на основе зарубежных методических разработок, а вопросы выбора проектов и формирования бюджета капитальных вложений предприятий практически не рассматривались. Поэтому управление инновационно-инвестиционным процессом в настоящее время необходимо рассматривать как деятельность, направленную, в первую очередь, на создание инноваций разных типов, на обеспечение наиболее эффективного вложения финансовых средств в инновационные инвестиции и получения ожидаемых результатов. Эффективное управление инновационно-инвестиционным процессом предполагает разработку, принятие и реализацию обоснованных управленческих решений по выбору эффективных инновационно-инвестиционных проектов.

Активные нововведения обеспечивают и конкурентоспособность, и высокую доходность бизнеса. Необходим политический акцент со стороны государства на поддержку и стимулирование инновационного процесса.
Логика построения концепции любого закона выглядит таким образом, что на первых этапах ее разработки определяются сфера действия, объекты и субъекты правоотношений. Иными словами, для каждого закона устанавливаются своя правовая и экономическая среда (включающая взаимодействие законодательных актов по обеспечению данного вида деятельности, а также набор конкретных объектов и круг субъектов – получателей устанавливаемых и регулируемых законом прав), являющаяся основой для разработки конкретных механизмов, посредством которых будет впоследствии реализовываться государственная политика. Значение конкретизации такой среды огромно, т.к. это позволяет сконцентрировать административные, материальные, финансовые и другие ресурсы на нужном направлении и избежать их распыления. В то же время потенциальный (и тем более, реальный) участник регулируемого процесса сможет найти свое место в иерархии правоотношений, а следовательно, и свои преимущества при наращивании активности в данной сфере.

Поскольку любая инновация – вид предпринимательской деятельности, то на государственном уровне правильнее ставить вопрос не о контроле над инновационным процессом, а о создании благоприятного климата для его активизации.

Фаза научных разработок предполагает государственную поддержку в форме прямого выделения бюджетных ресурсов для выполнения научных исследований и косвенного финансирования в виде предоставление налоговых льгот научным организациям и организациям – заказчикам НИР. Такая поддержка научной деятельности установлена в РК Налоговым кодексом.
Налоговым кодексом РК предусмотрено освобождение от НДС и налога на прибыль целевых поступлений на научно-исследовательские работы (в том числе займы и кредиты под такую деятельность). В состав затрат включаются средства, направляемые на подготовку и освоение (в т.ч. авторский надзор) новых производств, а также совершенствование существующей технологии производства; затраты на НИОКР также разрешено относить на себестоимость (полностью – для успешно завершенных научных исследований, частично – в случае получения отрицательного результата). Для хозяйствующих субъектов указанные меры налогового законодательства являются существенной льготой при налогообложении, а также важны для механизма ценообразования.

Законодательством на региональном уровне деятельности в фазе организации промышленного освоения обеспечена лишь частично в сфере малого предпринимательства (например, Законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РК”, “Об инвестиционной деятельности в РК”, Закон РК от 03.07.2002 №333-2 «Об инновационной деятельности».

В соответствии с данными законодательными актами разрешена передача на льготных условиях субъектам малого предпринимательства результатов НИОКР; Налоговым кодексом установлены нормы отнесения на себестоимость платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, ускоренной амортизации и учета нематериальных активов, что, несомненно, облегчает доступ к инновационном ресурсам.

Однако ни одна из перечисленных юридически обустроенных сфер экономики и государственной политики не содержит акцента на приоритетах инноваций и наукоемкого производства, которые, являясь наиболее рискованной сферой деятельности экономики, требуют особого внимания со стороны государства. Для инновационных фирм и предприятий в научно-технической сфере, например, не предусмотрена особая позиция при расчете платежей за пользование государственным или муниципальным имуществом.

Из вышесказанного следует, что инновационный процесс в РК законодательно обеспечен в той или иной мере. Фазы научных исследований и распространения инноваций требуют лишь приведения в соответствие между собой законов и подзаконных актов, а вот фаза организации промышленного освоения нуждается, помимо совершенствования действующей правовой базы, в разработке специального закона.

Крайне важно, чтобы в обществе сформировалась инновационная культура. Создание специализированных инновационных Институтов, готовящих специалистов для инновационного производства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимо привлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно как в творческом, так ив материальном плане. Даже страны Западной Европы, имеющие развитые рыночные структуры и финансовые средства, сталкиваясь с инновационным застоем, ищут пути его преодоления.

Только воздействие на культурную среду через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организацию профессионального обучения позволит казахстанской экономике реально перейти на инновационный путь развития.

Вопрос о том, быть или не быть Казахстану передовой в научно-технологическом отношении державой, безусловно, относится к разряду наиважнейших, важные для будущего страны решения должно принимать только государство.

Остается актуальной проблема нехватки у государства финансовых ресурсов, при этом вопрос об активизации инновационной деятельности как о действительном приоритете современной государственной политики также может быть решен только на государственном уровне.

Значительные финансовые ресурсы в Казахстане имеются у частного капитала и крупного промышленного бизнеса, однако у них не воспитан вкус к инновациям. Подтолкнуть их к инвестированию инноваций – тоже прерогатива государства.

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что только взвешенная политика со стороны государства в поддержку научной и инновационной деятельности сегодня способна предотвратить реальную угрозу превращения Казахстана в заурядную страну с сырьевой ориентацией экономики.

Активизация государственной инновационной политики в РК предполагает осуществление комплекса мер по таким направлениям, как создание нормативно-правовой базы, финансово-экономическое, организационное и инфраструктурное обеспечение инновационного развития. Государственный протекционизм по отношению к науке, технологическим и иным инновациям, инновационному предпринимательству и другим субъектам инновационной деятельности должен стать нормой и обязательным компонентом проводимой в регионах социально-экономической политики, включая финансово-инвестиционную, кредитную, налоговую, амортизационную, лизинговую.

Литература:

 

 

  1. Закон РК от 03.07.2002 №333-2 «Об инновационной деятельности»

  2. Исахметов Г. Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях//Қаржы- қаражат.-2010.

  3. Салимова Г. Инновационные факторы развития промышленности Казахстана// Саясат.-2011.

  4. Толыбаев А. Инновационная деятельность в Казахстане: Состояние и основные тенденции развития// Транзитная экономика.-2009.