Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РОЛЬ ПРОГРАММЫ RWCT В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Автор: 
Фатима Абдурахманова (Тараз, Казахстан)

Более чем тридцатилетний опыт преподавания в ВУЗе, создал «незыблемое», устоявшееся мнение в моем сознании об учителе, о его роли в процессе обучения.

Какие же изменения произошли во взглядах на обучение и какую форму они приняли после того, как философские рассуждения «Развития критического мышления через чтение и письмо» (RWCT) укоренились в моём сознании, и я стала пользоваться стратегиями RWCT на уроках русского языка?

Намереваясь проводить занятия с упором на мышление, первым делом задала себе вопрос «Как планировать практическое занятие?» и пришла к выводу, что необходимо четко представить четыре основных момента занятия. Это, во-первых, цель занятия, во-вторых, ожидаемые результаты занятия, в-третьих, выбор стратегий и четкое представление совместных усилий преподавателя и студента для достижения поставленных целей, в-четвертых, проверка результатов: поняли ли студенты тему, могут ли они использовать полученные на занятии знания.

Можно с полным правом предполагать, что методы и стратегии критического мышления прекрасно развивают мыслительные процессы у студентов. Мало кто оспорит суждение, что в социальной среде основными умениями и навыками являются коммуникабельность и общительность. Мы на практике убедились, что программа RWСT накладывает специфический отпечаток на развитие критического мышления у студентов и способствует:

  • творческой, коллективной работе;

  • появлению желания говорить и быть услышанным;

  • конкретному, образному, логическому мышлению;

  • умению свободно вести себя в обществе;

  • свободному выражению собственного «я»;

  • возрастанию терпимости, доброжелательности к окружающим;

  • формированию умения ставить себя на место другого;

  • взаимопониманию людей.

И как результат таких умений и навыков, у студента возрастает коммуникабельность. Он начинает всё чаще прислушиваться к чужому мнению, охотно делится своими знаниями с другими людьми. Это помогает ему легко находить общий язык как с сокурсниками и друзьями, так и с родственниками и незнакомыми людьми [1, c. 20]

Предлагаем вашему вниманию практическое занятие «Выражение определительных отношений причастиями», проведенное со студентами первого курса педагогического факультета Жамбылского гуманитарно-технического университета. Наблюдения за процессом преподавания русского языка показывают, что изучение причастий вызывает затруднения у студентов. Трудности могут быть вызваны тем, что студенты не овладели полностью ранее изученным материалом. Например, не совсем правильно определяют спряжение глаголов, неправильно пишут безударные личные окончания - это приводит к ошибкам в написании суффиксов причастий; ошибочные написания не с причастиями, пунктуационные и синтаксичес-кие ошибки можно объяснить неумением студентов устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.

Неуверенность студентов в правильности употребления причастий и причастных оборотов чаще всего приводит к тому, что они избегают употреблять их в своей устной и письменной речи, предпочитая употреблять вместо них сочетание слов «который + глагол в настоящем или прошедшем времени» (белеющий парус - парус, который белеет, прозвучавшая музыка - музыка, которая прозвучала и т.д.).

Программа RWСT позволяет так преподнести «трудную» тему, что студент не только вникнет её суть, но надолго запомнит материал и будет стараться употреблять причастия в своей речи. Сознание того, что он сам «создавал» правила, дошел собственным умом до понимания темы, коллективная работа над заданиями, текстами – всё это поможет усвоить, запомнить причастия, способы их образования.

Согласно требованиям RWСT содержание занятия строится вокруг Чтения, Письма и Дискуссии. Все используемые стратегии направлены на развитие критического мышления. Занятие состоит из 3 фаз.

Занятие начинаем с мотивации студента, постановки цели занятия.

Подбрасываем заранее принесенные с собой листья и обращаем внимание на то, как они падают.

- Посмотрите, сейчас листья падают. Обратите внимание на момент падения листьев.
- Как мы скажем о них? Листья какие? - листья падающие.

- Вот они уже лежат на земле. Какие это листья? - лежащие, упавшие.

- А если речь идет о птице в воздухе? Самолете в полёте? Как мы о них скажем?

- Летящий самолёт, летящая птица.

- А если самолёт приземлился?

- Приземлившийся самолет.

- А сейчас что вы делаете? Сидите, слушаете, смотрите. Значит, какие вы студенты?

- Слушающие, смотрящие, сидящие.

- Как вы думаете, какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи? Этот удивительный феномен грамматики, грамматический гибрид называется - ...

- Причастие.

- Сегодня мы будем говорить об этом феномене грамматики - причастии. (Только тогда записывается на доске тема занятия).

Фокусирование внимания студентов, постановка цели – это І фаза занятия, именуемая по RWСT «Побуждением» [4, c. 104].

Все вместе, сообща отвечаем на вопросы: «Свойствами каких частей речи обладает причастие?», «Какие свойства глагола мы наблюдаем у причастий?», «Какие свойства прилагательного мы находим у причастия?», «Сможете ли вы образовать причастие будущего времени?».

На ІІ фазе занятия - «Реализация значения» [4,c.104] - студент знакомится с мнениями ученых о причастии, приобретает новые знания, делится идеями. Но следует отметить, что эта фаза требует тщательной подготовки самого преподавателя, наличия различных видов раздаточного материала. Каждый студент еще со школьной скамьи имеет представление о таких частях речи как глагол и прилагательное. Необходимо восстановить эти знания в памяти студента. В этом посильную помощь окажет стратегия «Диаграмма Венна». Эта стратегия является наиболее употребляемой в сфере преподавания языков, истории, географии, литературы и т.п., поскольку легко воспринимает-ся не только самим преподавателем, но и студентами. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что популярность данной стратегии не только не радует меня как приверженца RWСT, а огорчает: «оторванная» от своей среды стратегия поверхностно отражает идеи критического мышления и мало способствует глубокому пониманию философии программы RWСT.

Выработке личностных качеств студента способствует стремление поддержать слабых, умение оценивать и себя и своих товарищей, умение признавать достоинства других. Согласитесь, мысленно оценивая каждое из перечисленных качеств, мы могли бы назвать обладателя совокупностью таких качеств настоящим человеком. А ведь эти качества приобретаются и вырабатываются при обучении по программе RWCT.

Совместная работа в мини-группах, коллективный поиск правильного решения, высказывание своих мыслей (не чужих!), своего мнения и умение аргументированно отстоять их, выработка самостоятельного суждения – это понравится студенту больше, чем преподнесённые на «блюдечке» готовые истины, которые необходимо автоматически заучить, запомнить и повторить для оценки.

Поиск, свобода мыслей, высказывание своего суждения, коллективное обсуждение идей, самостоятельные шаги к истине на занятиях по программе RWCT приведут, на наш взгляд, к возникновению у студента потребности в получении знаний. Он будет стремиться уже к самостоятельному получению знаний и навыков, используя при этом самые разнообразные источники. И постепенно у него будет развиваться более высокий уровень мышления. Полученные на занятиях навыки студент «примеривает» к жизни и начинает использовать их в различных ситуациях. Он проверяет достоверность информации, делает выводы, начинает искать пути применения своих знаний и умений, ищет возможные пути решения возникающих проблем.

Разумеется, такая «примерка» требует умения систематизировать полученные на занятиях сведения и волей-неволей студенту приходится проверять приобретенные знания на истинность. И он проходит через такое испытание с уверенностью, поскольку научился критически мыслить.

И всё это благодаря программе RWCT. Программа научила его умению анализировать и высказывать свою точку зрения, умению оценивать полученную информацию. Перечисленные нами качества помогут студенту стать полноправным хозяином своей судьбы и найти своё место в жизни. Наша задача, задача преподавателя - «вооружить» студента необходимыми знаниями, умениями и навыками. Задача студента - суметь применить полученные знания и навыки в жизни.

В заключение хотелось бы присоединиться к мнению педагогов-практиков: уровень личностного развития человека, социализация, критическое мышление и компетентность в решении нестандартных жизненных задач должны стать приоритетными в процессе образования и воспитания [6, c. 9; 7,c. 21]. Можно с уверенностью утверждать, что программа RWCT способствует внедрению именно этой цели.

 

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.

  2. Блум Б. Таксономия общеобразовательных целей. Нью-Йорк, 1956.

  3. Исследование процесса обучения. Лучший опыт учителей. Под ред. С. Мирсеитовой.- Алматы: Маркет, 2009.

  4. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Философия и методы RWCT в действии. Алматы: Маркет, 2004, с. 104-114.

  5. Селезнева Г. Роль текста оригинала на уроке литературы в восприятии «своей» и «другой» культуры // Сб. материалов Первой Национальной конференции по чтению «Слово учителю». Алматы, 2001.

  6. Успехи и вызовы сегодняшнего дня RWCT. Под ред. С. Мирсеитовой, А. Иргебаевой. Алматы: Маркет, 2005.

  7. Шереметова В. Методология и практика социализации личности и ее духовно-нравственного развития // Журнал «Голос и видение» № 4, 2010г.