Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК (КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСТАН, ТУРКМЕНИЯ) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Автор: 
Наиль Янборисов (Астрахань, Россия)

Одним из лидером в отношениях государств Центральной Азии с южными соседями с момента их выхода на международную являлась Турция. Она была первой страной, признавшей государственный суверенитет пяти республик Центральноазиатского региона. За прошедшие с тех пор годы сотрудничество центральноазиатских республик с Турцией в политической, военно-технической, торговой, экономической, культурной и других областях получило значительное развитие. К стабильности взаимоотношений стремятся как центральноазиатские государства, так и Турция, хотя интересы сторон далеко не во всем совпадают.

Многогранны отношения Казахстана с Турцией. Стремление сторон к укреплению контактов в политической, торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, экологической, культурной, информационной и других областях на долговременной основе нашло свое отражение в одном из первых казахстано-турецких документах – соглашении о сотрудничестве, подписанном по итогам визита президента Турции Т. Озала в Казахстан в марте 1991 г. В процессе последующих интенсивных казахстано-турецких контактов на высшем и других уровнях параметры сотрудничества двух государств на вышеуказанных направлениях были конкретизированы в нескольких десятках соглашений и других двусторонних документов [2, с. 50].

В середине 90-х годов в приоритетах политики Турции в Центральной Азии произошел сдвиг в сторону Казахстана, связанный со стремлением обрести доступ к богатым запасам углеводородного сырья нового независимого государства. В планы Анкары входит также получение дивидендов от транспортировки углеводородов из Казахстана и некоторых других постсоветских республик по территории Турции в страны Европы.

Турция, опираясь на поддержку США, включилась в борьбу за контроль над экспортом углеводородного сырья из государств Центральной Азии еще на стадии становления отношений с ними. В свою очередь, США оказывали и продолжают оказывать давление на Казахстан, добиваясь его согласия на экспорт нефти по будущему трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

Что касается Астаны, выступая за многовариантность трубопроводных путей и не отвергая возможности использования в перспективе проектируемого нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан для перекачки казахстанской нефти, руководство Казахстана избрало российский маршрут.

Турция участвует в разведке и добыче нефти на территории Казахстана. Компания «Казахтуркмунай», созданная в 1993 г. совместно с государственной Турецкой нефтяной компанией (ТПАО), выполняет полный цикл нефтяного производства на нескольких месторождениях в Западном Казахстане – разведку, добычу, транспортировку и реализацию углеводородного сырья.

Турецкий капитал активен в строительной отрасли Казахстана. С середины 90-х годов Турецкое агентство международного сотрудничества (ТИКА) и другие официальные ведомства Турции поддерживают тесные контакты с соответствующими структурами Казахстана, в ведении которых находятся вопросы, связанные с переводом столицы из Алма-Аты, а ныне – с обустройством Астаны. По данным казахстанских средств массовой информации, к обустройству Астаны было привлечено около 25 турецких фирм.

Казахстан и Турция осуществляют сотрудничество в военно-технической сфере. Его активизации способствует участие Казахстана в программе НАТО «Партнерство во имя мира». В рамках участия Казахстана в этой программе была подготовлена программа взаимодействия Анкары и Астаны в военной области до 2010 г. Она предусматривает оказание турецкой стороной помощи вооруженным силам Казахстана в размере 10 млн. долл., используемой на приобретение транспортных средств для подразделений специального назначения, военной техники, на закупку и модернизацию военных судов [6 ].

При сохранении многоплановости сфер сотрудничества Казахстана и Турции основной составляющей их взаимоотношений на современном этапе, как и в 90-е годы, является торгово-экономическое сотрудничество.

Турция занимает одно из приоритетных мест в системе межгосударственных связей Киргизии, входя в круг ее основных доноров; турецкие кредиты предоставляются льготных условиях [2, с. 50]. В апреле 1992 г. президенты Киргизии А. Акаев и премьер-министр Турции С. Демирель достигли договоренности о выделение Бишкеку турецкой стороной товарных кредитов и займов в размере 75 млн. долл. Бишкек использовал полученные средства на закупку турецких потребительских товаров и импортов продовольствия. Для Киргизии, экономика которой в тот период переживала кризис, это была весомая поддержка, оцененная А. Акаевым как вклад в становление государственности молодой суверенной республики [1, с. 346 ].

Киргизия оказалась привлекательной для малого и среднего турецкого бизнеса. Созданные с участием турецких партнеров совместные предприятия действуют в сфере торговли и услуг, в пищевой и текстильной отраслях промышленности, осуществляют переработку сельскохозяйственного сырья, выполняют заказы на строительно-подрядные работы [4]. Торговый оборот между Киргизией и Турцией не превышает 30 млн. долл. в год.

Турецкая сторона проявляет активность в укреплении контактов с Киргизией в гуманитарной сфере. С июня 1992 г. – всего через полгода после установления дипломатических отношений между двумя странами – в Киргизии началась регулярная трансляция передач турецкого телевидения. Одна из форм укрепления связей между Турцией и странами Центральноазиатского региона, в том числе с Киргизией, на уровне общественности – конференции, симпозиумы и другие мероприятия по линии культуры, науки и техники, систематически проводимые Анкарой под лозунгом единения тюркских стран. С 1998 г. в Бишкеке действует киргизско-турецкий университет, созданный при содействии турецкой стороны.

Руководство Киргизии тесно увязывает обеспечение национальной безопасности с взаимодействием в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ, в особенности в условиях нарастающей угрозы со стороны международного терроризма и экстремизма. В тоже время Бишкек придает важное значение сотрудничеству с Турцией, как и с другими странами – участницами НАТО, в рамках программы «Партнерство во имя мира». В 2000 г. Анкара взяла на себя обязательство оказать помощь Бишкеку военно-техническую помощь в объеме 150 тыс. долл. для укрепления южной границы республики и выделить 1 млн. долл. в качестве безвозмездной помощи для борьбы с терроризмом [7]. Небольшая страна, пережившая осенью 1999 г. вторжение боевиков ИДУ и ожидавшая новых рейдов исламистов, нуждалась во внешней помощи.

Согласие Бишкека на оказание содействия силам антитеррористической коалиции в военной операции Афганистана вызвало позитивную реакцию Анкары. В марте 2002 г. высокопоставленные представители оборонных ведомств двух стран подписали соглашение об оказании Кыргызстану военно-технической помощи в размере 1,1 млн. долл. в форме поставок средств технической связи и обмундирования; в соглашении также предусмотрено продолжение практики обучения молодежи из центральноазиатских республики в военных учебных заведениях Турции. В свою очередь, 14 марта 2002 г. парламент Киргизии – Жогорку Кенеш – узаконил размещение на территории страны воинских подразделений Турции (и других государств-участников антитеррористической операции в Афганистане [5]).

Основная составляющая отношений Туркменистана с Турцией – экономическое сотрудничество. Турция является одним из ведущих партнеров центральноазиатской республики в этой сфере. В 90-ые годы в Туркменистане действовало 270 турецких фирм, занятых практически во всех ключевых отраслях экономики [2, 59]. Турецкий бизнес особенно активен в сфере строительства. С его участием построены многие объекты хозяйственного и социально-культурного назначения в Ашхабаде и на периферии, в том числе международный аэропорт и ряд зданий правительственных учреждений в столице, гостиницы, промышленные предприятия. По данным на конец 90-х годов, из вложенных в развитие Туркменистана 10,5 млрд. долл. более 5 млрд. долл. было освоено при участии турецких компаний [4]. Турецкий капитал контролирует свыше 90 % текстильной промышленности Туркменистана [3, с. 197 - 200], значима его роль также в производстве строительных материалов, гостиничном бизнесе и некоторых других отраслях.

Ашхабад и Анкара заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергетики. Существует два основных варианта экспорта туркменского газа в Турцию. Наиболее перспективный из них – транспортировка углеводородного сырья в Турцию транзитом через территорию Ирана. Туркмено-иранский газопровод по маршруту Корпедже – Курт-Куи был сдан в эксплуатацию в декабре 1997 г.; его продолжение до ирано-турецкой границы позволит перекачивать сырье, добытое в Туркменистане, также в Турцию.

Турция одна их первых стран признала их суверенитет, и начала устанавливать отношения с ними. Главной целью Турции было политическое, экономическое и культурное господство в четырех тюркских республиках. На начальных этапах у Турции все довольно успешно получалось, она при поддержке Запада выделяла кредиты, делала вложения в экономики центральноазиатских стран. Ценатральноазиатским странам на тот период эти средства были необходимы. Открывались турецкие фирмы на территории Центральной Азии. Турецкий бизнес играл немаловажную роль с развивающейся экономики Центральной Азии, но ввиду того, что лидеры центральноазиатских стран не хотели иметь над собой политического лидера или руководителя – в лице Турции, и в принципе они не хотели, что бы ими кто-то командовал. Они стремились к полной независимости. К концу 90-х годов XX века в Турции начался экономический кризис, и она решила на время отказаться от политики направленной на Центральную Азию, т.е. проводились определенные мероприятия, но они не были столь значительными, но по-прежнему Турция занимает одно из главенствующее мест в тюркском мире.



Литература:

  1. Акаев А., «Памятное десятилетие», 2002,.

  2. Мукимджанова Р.М., «Страны Центральной Азии. Азиатский вектор притяжения» - М., 2010.

  3. Каменев С. «Экономика Туркменистана на современном этапе» / / «Центральная Азия и Кавказ», № 3 (21), 2002.

  4. Ниязов С. Внешняя политика нейтрального Туркменистана / / Речи, выступления и интервью президента Туркменистана С. Ниязова», с. 135.Деловой мир, 22.12.1995.

  5. Казахстанская правда, 15.03.2002.

  6. Независимая газета, 07.08.2001.

  7. International Crisis Group Report / / Central Asia: Fault Lines in the New Security Map , № 20, 04.07.2001.