Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПУТИ К ПРОГРЕССУ

Автор: 
Татьяна Валежанина (Екатеринбург, Россия)

Подготовка высококвалифицированных и высокообразованных кадров, которые способны как к профессиональному росту, так и к профессиональной мобильности в условиях рынка, позволяет говорить о конкурентоспособности личности. Каждый человек в жизни, процессе обучения, подготовки, переподготовке, повышения квалификации имеет свои показатели конкурентоспособности, которые характеризуют его положение и перспективы. Высокий уровень развития способностей и квалификации позволяет личности выдержать конкуренцию со стороны реальных и потенциальных претендентов за достижение одной и той же цели.

Конкуренция – это взаимодействие, основанное на столкновении интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия и вид интерактивного взаимодействия и вид интерактивного общения, организацией совместной деятельности, определяет тактики и стратегию взаимодействия. Субъектность проявляется в жизнедеятельности, общении, образовании, самосознании, а субъект как носитель активности, осуществляет изменения в других и в самом себе, обеспечивает потребности политического и экономического развития [1; 5].

Исследования показывают, парадигмальные изменения, происходящие в обществе, неповторимость и индивидуальность личности, свобода определяют и гармонию, и провал, и успех, а знание делает человека информированным, т.е. обученным и более конкурентоспособным [5].

Соперничество, конкуренция – это не только «центр тяжести» межличностных отношений, это фактор, определяющий требования рынка и рынка рабочей силы. А соответствие рабочей силы требованиям рынка открывает возможность конкурировать на рынке труда, формирует и определяет конкурентоспособность работника, отношение к другому. Под конкурентоспособностью работника нами понимается совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника, на рынке труда, позволяющая ему претендовать на занятие определенных вакансий как в настоящий момент, так и в перспективе.

Как правило, конкурентоспособный специалист не испытывает длительных затруднений на рынке труда. Важнейший фактор конкурентоспособности – качественные параметры рабочей силы. Это совокупность свойств, обуславливающих способность выполнять определенные виды работ, адекватно ориентироваться в сложных процессах, осознанно в них участвовать и реагировать на трудности, возникающие в процессе выполнения задач. Конкурентоспособный специалист определяет конкурентоспособность организации. Сегодня многие страны связывают перспективы своего развития и свою безопасность с состоянием системы образования, ее способностью информировать, обучать, поддерживать высокий профессиональный уровень личности. Образование становится одним из главных факторов и показателем экономического и культурного потенциала организации, определяет способность к динамическому росту и является полем как международного сотрудничества, так и конкуренции [2;3].

Конкурентоспособность выпускника ВУЗа, зависит и от личностных характеристик и от качества образования. Это обуславливает его личностный, профессиональный и карьерный успех. Конкурентное преимущество вуза, его профессорско-преподавательского состава предопределяется конкурентоспособностью его выпускников. Поэтому каждое учебное заведение должно иметь обобщенную модель оценки конкурентоспособности и студента, и специалиста, разработанную на основе характеристик, учитывающих региональные, вузовские и личностные особенности.

В рамках глобализации конкуренции «нечеткий» индивидуализм становится системой ценностей, а возможность и умение принимать неопределенности и создавать технологии делает личность, организации, страны наиболее конкурентоспособными. «Разумный адаптируется к миру, а неразумный пытается адаптировать мир к себе. В результате стабильность зависит от разумных, а прогресс от неразумных» [5]. Поэтому человек и его знания – это решающий фактор конкурентного преимущества, единственного, которое всегда остается с ним.

В процессе формирования рыночного мышления активную роль играют конкретные экономические, управленческие дисциплины, экономическое воспитание и способность быть конкурентным, к примеру, находить своем место в жизни, и на рынке труда. Поэтому в образовательном процессе в постижении экономических дисциплин главным является понимание сущности явления, принципов, закона и др. Это относится и к категориям конкуренция и конкурентоспособность. И, в свою очередь человек открывается для самосовершенствования и развития. В соответствии с данным подходом меняется роль педагога. Его функции не просто передавать знания, формировать, умения и навыки, качества личности, а стимулировать к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации. Для подготовки такого специалиста важно наиболее полно выявлять потенциал каждой личности, управлять качеством образования и конкурентоспособностью образовательных учреждений. Это, в свою очередь, включает решение таких вопросов как качество персонала, программ, качество подготовки студентов, качество инфраструктуры и учебной среды.

Содержание образование, состоящее из четырех структурных элементов, включает опыт познавательной деятельности, фиксируемый в форме знаний; опыт репродуктивной деятельности, фиксируемый в форме умений и навыков; опыт творческой деятельности, фиксируемый в форме проблемных ситуаций; опыт эмоционально-ценностных отношений. Межличностное взаимодействие, столкновение целей, интересов, позиций и мнений в современных условиях требует навыков работы с людьми и информацией, навыков интеллектуальной работы и навыков использования информационных технологий.

Ценность человека состоит как в его делах и поступках, так и в умении мотивировать и постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и способности, максимально использовать их в своей личной жизни и деятельности, и, следовательно, способствовать росту конкурентоспособности в динамичной и непредсказуемой социально политической обстановке. Известны случаи, когда люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате теряли даже то, что имели ранее. В обстановке рыночных отношений, требующей самостоятельности, гибкости, деловитости с одной стороны, и ориентации на общечеловеческие ценности, с другой, в рамках формирования конкурентоспособности следует различать и цели самоутверждения: быть не хуже других, быть лучше других, быть лучше, чем ты был и достигать более значимых результатов, чем ты достигал и т.д. Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности. Человек демонстрирует, что он не достоин внимания, не обладает талантом. В то же время это дает определенный выигрыш: человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества, а он через самоуничижение утверждается. Поэтому это тоже своеобразная «разновидность» конкурентоспособности [5].

Человек развивается по своим внутренним и внешним законам, под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, управляемых и неуправляемых, действующих стихийно и согласно определенным правилам с применением определенных средств. Подвергаясь воздействию разнохарактерных влияний, личность накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому смысл воспитания и образования – формирование личности, способной гармонично влиться общество [3; 4].

Формируя конкурентоспособность у студентов необходимо развивать навыки и способности к научной деятельности, к обучению, и «организаторству». Для этого следует использовать творческие задания, деловые игры, тренинги, самостоятельную работу и т.д. Участие в тренингах, деловых играх, формирование социальной смелости и инициативы в контактах способствует формированию практических умений и навыков общения. Активные формы обучения позволяют активизировать творческий потенциал личности, сделать обучения интенсивным и результативным, в результате ‒ способствуют формированию активной жизненной позиции, повышают конкурентоспособность личности на рынке труда, в предпринимательстве и конкурентоспособность общества в целом [5].

Знания и навыки самоменеджмента и самомаркетинга необходимы уже в процессе обучения, а тем более трудоустройства и развития карьеры, поскольку позволяют развить коммуникативные способности, совершенствовать анвыки самоуправления. В этой связи такие специальные дисциплины необходимо включать в учебную программу уже на начальном этапе обучения, что будет способствовать дальнейшей гуманизации образования и подготовки персонала.

Большинство шагов в жизни становится результатом выбора. Главное понимать, что достаточно способны, чтобы жить счастливо, а путь к хорошей жизни лежит через постижение себя, своего окружения и законов, по которым все изменяется, а также через инициирование этих перемен и управление ими. Конкурентоспособным человек становится тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации. Таким образом, определяет перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает, или наоборот, не желает менять в себе [5].

Важно не контролировать, а испытывать и себя, и окружение, предоставляя свободу действий. Свобода действий личности – главный инструмент конкурентоспособности и успеха, что формирует будущее, которое принадлежит тем, кто его создает.

Литература:

  1. Александров, Н.Н. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления/ Н.Н. Александров, В.Д. Козлов, Д.В. Крючков. – Нижний Новгород: Изд–во Волго–Вятской академии государственной службы, 2004. – 176 с.

  2. Борисова, О.В. Основные направления повышения конкуренто­способности выпускников ВУЗов на рынке труда / О.В. Борисова, Л.Г. Миляева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2009. № 5(67).С. 157–161.

  3. Днепров, С.А. Сущность и структура конкурентной работоспособности/ С.А. Днепров, А.В. Головкин // Образование и саморазвитие. – Казань: Центр инновационных технологий. №6(28). 2011. С. 31–34.

  4. Жданко, Т.А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно–профессиональном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С. 69–69

  5. Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2007/1/Savenkova/Savenkova%20.pdf.