Автор:
Лилия Васильева (Санкт-Петербург, Россия)
Сегодня, в современном мире, формируется новая система ценностей, где развитие человечества перешло в информационную эпоху. Как быстро мы привыкаем ко всяким умным вещам, различным гаджетам и прочее. Прогресс не стоит на месте, а развивается день ото дня. То, что раньше казалось из разряда фантастики, сейчас плотно вошло в нашу повседневную реальность.
Таким образом, справедливо, много говорить об инновациях. Без качественных, существенных прорывов в технологиях, технике и соответствующем мышлении не может быть развития цивилизации. Но для любого образовательного, культурного, научного и бизнес – пространства, очень важно помнить и о традициях, традиционном мышлении, и не просто помнить, но и развивать и то и другое одновременно [1].
Рассмотрим понятия «традиция» и «инновация». Термин «традиция» в научной литературе достаточно разнопланов. Традиция ( от лат. «tradition» передача, повествование) – нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению. Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен и эпох, формирующая образ цивилизации. Понятие «инновация», происходит от лат. «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), впервые термин появился в научных исследованиях XXI в., также стоит отметить, что существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошло [2]. Следовательно, возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений.
Наше время – удивительное и динамичное время инноваций в российском образовании. Обучение становится индивидуализированным, стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности. В связи с чем, глобальные изменения переживает вся российская школа, но особенно – среднее образование. Это и переход на новые механизмы финансирования, оплаты труда педагогов, повсеместное внедрение новых форм и технологий обучения, переход на новые образовательные стандарты. Школа постоянно обновляется, отвечая на новые вызовы времени и потребности учеников и их семей. Она реализует программу развития, обучаясь на своем опыте, где педагогическая инноватика – это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
Таким образом, говоря об инновациях, не стоит забывать, что стартовать в светлое инновационное будущее, находясь в рамках «голого» интеллектуального пространства, невозможно. Нельзя без традиций формировать инновационное мышление. Традиции – это тот базис, та платформа, на которой только и возможно движение вперед. Это естественный и очень мощный механизм передачи информации и обучения жизненным стратегиям. В настоящее время он незаменим, как самый экономичный способ воспитания счастливого человека.
Литература:
-
Тумалев А.В. Традиции, инновации и причины неудач инноваций // Потенциал инновационного развития. Сборник научных статей аспирантов и студентов. – СПб.: Институт бизнеса и права. – 2011. – С. 32 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ibl.ru/konf/070411/10.html (Дата обращения 25.10.2013)
-
Мациевский Г.О. Инновации и традиции в образовании // Успехи современного естествознания. – 2010. – №9. – С. 160-162. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785193 (Дата обращения 25.10.2013)
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Гелих Олег Яковлевич.