Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСАХ

Автор: 
Павел Домбровский, Татьяна Домбровская (Гродно, Беларусь)

Создание условий для развития способностей личности, являющееся приоритетным направлением государственной политики, ставит во главу угла деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя, что предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения современного гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. В связи с этим образование рассматривается в качестве условия для самоопределения и саморазвития учащегося, поэтому задачей педагога является создание необходимых условий  для личностного развития каждого ребёнка, формирования у него умения распорядиться свободой, т.е. самостоятельно ставить личностно значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию и т. п. [1,с.57]. 

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, коммуникативных, творческих. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

На особенности индивидуальной траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п.

Современная система образования функционирует в строго алгоритмизированном режиме, где и обучающиеся и обучающие вынуждены выполнять четкие правила, по которым она организована: определены содержание образования в виде стандартов, последовательность его усвоения в виде учебного плана, формы итоговой аттестации и т. д.

Построение и реализация учащимися индивидуальных образовательных траекторий может в полной мере реализоваться при дистанционном обучении с помощью средств компьютерных информационных технологий (например, на дистанционных курсах по подготовке к централизованному тестированию), связанных с необходимостью и возможностью индивидуализации и персонализации процесса обучения. ИОТ дистантного ученика - интегрированный результат последовательно задаваемых целей, творчески реализованных в ходе личностной продуктивной и самоорганизуемой дистанционной деятельности, выстраиваемой в образовательной среде с помощью средств компьютерных телекоммуникаций и тьюторского сопровождения.

Включение слушателей в разработку их собственных образовательных траекторий позволяет сформировать у них умения самоопределения, прогнозирования, планирования без педагогического принуждения. Важной задачей здесь является предоставление обучающимся свободы в том объёме, за который они могут нести ответственность.

Использование индивидуальной образовательной траектории слушателем дистанционных курсов предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или усвоение темы в полном объёме. Сохранение структуры предмета и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение слушателями нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты могут отличаться не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Преподаватель предлагает слушателям для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить возможность выбора этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться индивидуальная траектория, приводящая слушателей к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных слушателей различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются [4, С. 82–88].

Подводя итог, можно сказать, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» - это сложное общее понятие. Физический термин, который педагогика не случайно позаимствовала, сохраняет сущностное деятельностное начало. Индивидуальная образовательная траектория как «некий интеллектуальный замысел» (Э. Кассирер) находит своё преломление в идее движения и его следа.

Предоставление слушателю (учащемуся) возможности для личностного самоопределения с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности является признанием его субъектом учебно-воспитательной деятельности, а ставя слушателя в ситуацию выбора, мы приучаем его к тому, что выбор – это нормальное состояние человека.



Литература:

  1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий// Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.- 2008.- №01-02. .-Том 1. Серия: Психология Педагогика.- С.56-64

  2. Индивидуальная образовательная траектория личности как субъекта поликультурного мира: сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова"; [под общей редакцией С. Л. Богомаза].- Витебск : Издательство ВГУ, 2007.-293с

  3. Сманцер А.П. Индивидуальная образовательная траектория как средство профессионального саморазвития будущего специалиста// Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность: материалы VII Междунар. науч. конф., Москва, 7-8 июля 2011г. – М.:ПИ РАО, МГППУ, 2011. – С. 59-62.

  4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.