Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: 
Ольга Куцина (Талдыкорган, Казахстан)

Педагогический труд во все времена был творческим, ведь основное его назначение - сотворение, созидание личности, развитие, утверждение человеческого в человеке. Кроме того, деятельность учителя всегда осуществляется в постоянно изменяющихся ситуациях, требует учета всех условий, всегда разных. Стремительно меняющийся мир, глобализация экономки и политики, новые педагогические технологии - все это требует новых подходов к содержанию школьного образования и возможно при соблюдении некоторых условий. Прежде всего - это компетентность педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение методикой развивающего обучения, направленной на развитие творческих качеств учащихся.

Сегодня в области образования учителям дана возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и культурным традициям. Новые реалии требуют переосмысления проблемы построения уроков музыки, разработки методов выявления и развития одаренности и талантливости детей. В этой связи основной задачей учителя музыки является творческое развитие школьников, позволяющее осуществлять учебно-творческую деятельность, нестандартно мыслить, принимать самостоятельные оригинальные решения.

Существуют многочисленные работы по развитию творческой личности школьника в процессе обучения, развитию его творческих способностей и задатков. Большой вклад в разработку проблемы творческого подхода личности к своей деятельности, внесли психологи и педагоги: М. Бернштейн, Н.С. Лейтес, Е.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и др. В этих работах анализируется механизм творчества, как психолого-педагогического процесса.

Проблема творческого развития личности в процессе обучения музыке также получила свою интерпретацию в деятельности музыкантов-педагогов: В.Н.Шацкого, Н.Л.Гродзенского, О.А.Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, М.Х.Балтабаева, Ш.Б.Кульмановой, Н.А. Гончаровой и др. Исследователями отмечается зависимость творческого развития личности от содержания деятельности, в которую она включена.

Идея развивающего обучения имеет глубокие исторические корни. Она была сформирована динамическим, многосторонним и необычайно богатым развитием педагогической и психологической теории и практики школ в 50-е годы, и остается актуальной в настоящее время. Значение развивающего обучения в системе музыкального образования огромно. Оно направлено на развитие продуктивного, самостоятельного мышления и высокого темпа психического развития учащихся. Однако развивающее обучение не может возникнуть на пустом месте. Оно зависит от творчества учителя и учащихся, при этом главным требованием является организация обучения, при котором у ученика возникает активная мыслительная деятельность, приводящая к самостоятельному решению задач.

Анализ источников по проблеме развивающего обучения выявил, что его главной задачей является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении, и способного к нему [1, 2]. Идеи развивающего обучения стимулируют разработку проблем, связанных с сущностью процесса усвоения, формирования личностных сил и способностей ученика в ходе обучения.

Основные положения развивающего обучения выражаются в следующем: ученик становится активным партнером учителя, субъектом сотрудничества с педагогом; субъектная позиция ученика проявляется в его творческом отношении к обучению, осознанием своей ответственности; существенно изменяется воспитательный потенциал обучения; учебный материал отвечает целенаправленной деятельности учащихся по усвоению системы знаний, формированию умений и навыков на творческом уровне; осуществляется постоянный поиск путей и средств допустимых видоизменений методической системы; у учащихся формируются знания о рациональных способах творческой деятельности [2]. Теоретическое осмысление вышеуказанной концепции в настоящее время стимулирует создание новых технологий обучения.

Движущей силой развивающего обучения является принцип проблемности. Проблемным называется такое обучение, при котором «усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя» [3, с.19].

Выражение принципа проблемности на уроках музыки происходит путем: проблемных задач; проблемных ситуаций; противоречий; проблемных вопросов. Систематическое привлечение учащихся к решению проблемных ситуаций и задач, построено на содержании программного материала - это и есть проблемное обучение.

Опытно - экспериментальная работа позволила нам прийти к основному выводу, что развивающий эффект обеспечивают лишь те задачи - проблемы, которые соответствуют уровню умственного и музыкального развития учащегося. Слишком легкая и слишком трудная для ученика задача не может вызвать активную деятельность, т.е. стать для школьника проблемой, вызвать проблемную ситуацию. Основные изменения в построении урока музыки вызваны необходимостью повысить развивающую и воспитательную функции обучения.

В связи с этим, экспериментальное изучение проблемы осуществлялось с использованием трех взаимосвязанных методов: 1) обобщение целостного педагогического опыта по построению уроков музыки; 2) наблюдение и анализ деятельности передовых и молодых учителей по творческому использованию концепции развивающего обучения на уроках музыки; 3) поисковая работа, направленная на разработку на этой основе методики творческого построения уроков музыки.

Обобщение педагогического опыта дало возможность создать конкретное представление о состоянии исследуемой проблемы в школе, о достижениях и недостатках творческого применения концепции развивающего обучения на уроках музыки. С целью исследования состояния проблемы нами было проведено анкетирование учителей музыки и учащихся. В ходе него мы пришли к выводу о том, что в настоящее время не полностью используются потенциальные возможности концепции развивающего обучения. Нами были сделаны некоторые выводы:

- в настоящее время недостаточное внимание уделяется систематической и целенаправленной работе по музыкально-творческому развитию детей;

- на уроках не осуществляется в полной мере реализация принципа проблемности, дети зачастую пассивные и инертные;

- отдается предпочтение устоявшимся формам работы, которые не ведут к проявлению самостоятельности и творческой активности учащихся.

На констатирующем этапе экспериментальной работы нами был выявлен первоначальный уровень творческого развития школьников, который был определен как низкий. Мы сделали вывод, что традиционная система обучения не развивает личность творчески, не приучает ее нестандартно мыслить, самостоятельно добывать знания. В связи с этим, формирующий этап экспериментальной работы был направлен на апробацию нашей авторской методики. Содержание формирующего эксперимента включало в себя: составление системы вопросов по каждой теме; использование проблемных задач и ситуаций; применение творческих заданий и упражнений (ребусов, кроссвордов, вокальных импровизаций); использование интерактивных методов обучения.

Остановимся на приемах составления системы вопросов. Например, после прослушивания знакомой ребятам музыки - «Әлди-әлди» (казахская народная песня), мы задавали серию вопросов: «Кто из вас помнит название этой музыки? Почему вы решили, что это песня? Каков характер песни? Почему ты так думаешь? Почему композитор использовал в музыке смену характера? С чем это связано?». Школьная практика свидетельствует, что нередко на музыкальных занятиях учителю приходится «на ходу» перестраиваться в подборе вопросов учащимся по различным видам работ: анализу певческого материала, слушанию произведений, разбору элементов музыкальной грамоты, при проверке домашнего задания, обобщения урока и т.д. В этих случаях важно, чтобы любой вопрос, любая проблемная ситуация была разрешена школьниками самостоятельно. В связи с чем мы предлагаем метод «Передай проблему». Действие метода заключается в следующем: класс разбивается на группы, в среднем по пять человек. Каждой группе предлагается обсудить какую-то проблему, вопрос, например: «В чем заключается воспитательное значение творчества Абая». После недолгого обсуждения группа останавливается на каком-либо ответе, записывает его своим цветом маркера и передает другой группе, которая также отвечает на поставленный вопрос. И так до тех пор, пока лист не вернется к той группе, которая написала свой ответ первой. Эта группа выбирает со всех ответов самый лучший, по их мнению, и определяет победителя. Метод активизирует школьников, развивает у них творческое мышление и активность.

Мы пришли к выводу, что учителю музыки необходимо совершенствовать свои навыки составления аналогичных по смыслу вопросов. В целях проверки эффективности задаваемых учащимся вопросов, мы составляли и предполагаемые на них ответы. Данный прием помогал нам критически подойти к оценке составленных формулировок, определить достоинства и недостатки отдельных вопросов. При этом правильное составление вопросов и формулировка ответов опирается на глубокий анализ материала. Учитель заставляет себя думать, искать, вспоминать пройденное, устанавливать связь между различными темами, предметами и эта внутренняя творческая инициатива становится одним из активных средств формирования его самостоятельности.

Далее рассмотрим создание проблемной ситуации на примере знакомства с ораторией «Голос веков» С. Мухамеджанова. После краткой беседы мы предлагаем учащимся не только самостоятельно услышать и узнать в оратории казахскую народную песню «Елім-ай», но и попытаться исполнить ее каноном. С помощью проблемных вопросов ребятам необходимо определить: какие инструменты исполняют данную тему в оратории, сколько раз она звучит на протяжении всего произведения и как видоизменяется др.

Мы считаем, что построение уроков музыки невозможно без использования различных творческих заданий типа: ребусы, кроссворды на музыкальном материале, музыкальная викторина, вокальные и инструментальные импровизации. Например, при разучивании казахской народной песни «Әлди-әлди», мы сначала выучили ее с детьми одноголосно, а далее предложили школьникам исполнить песню с подголосками. После этого был организован конкурс на лучшее сочинение подголосков к данной песне. Ребята с удовольствием справились с заданием, хотя для некоторых оно вызвало значительные затруднения. Рассмотрим другой пример вокальной импровизации: «музыкальный разговор», технология проведения которой заключается в следующем: учитель поет вопрос от имени какого-либо животного или сказочного персонажа (например - Буратино), ученик - пропевает ответ (например - от имени Пьеро). Причем ответ должен максимально по характеру соответствовать своему герою.

В основе нашей методики лежат интерактивные методы обучения, а именно: 1) проблемные методы; 2) методы работы в командах; 3) метод ассоциаций, заключающийся в том, что школьникам предлагается составить ассоциацию к ключевому слову или фразе, например, к слову «Полька». Это слово записывается в центре листа, а вокруг него - все ассоциации, рождаемые в связи с ключевым понятием (весело, легко, танец, бабочка и т.д.). Школьникам необходимо определить между ассоциациями и ключевым словом связь и обосновать свой ответ. Этот метод активизирует учащихся, стимулирует их творческое воображение и мышление, учит анализировать и обобщать; 4) метод моделирования художественно-творческого процесса, который углубляет проблемный метод, направляя учащихся в русло самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явления; 5) технология Канбан (отличается от других гибких интерактивных технологий в первую очередь ориентацией на решение задач, а также использованием информационных карточек, обеспечивающих визуализациию учебного процесса).

Итак, в основе методики творческого использования развивающего обучения на уроках музыки лежит активизация музыкально-творческой деятельности учащихся, как на первоначальных, так и на верхних уровнях познания. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной нами методики. Это проявилось в повышении познавательного интереса школьников, в развитии их творческого мышления, воображения, самостоятельности и творческой активности.

Литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1987.- 239с.

2. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения.- М., Знание, №5, 1999. - С.-22-24.

3. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1996.- 66с.