Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Автор: 
Михаил Парфёнов (Макеевка, Украина)

Социально – экономические изменения в украинском обществе обострили проблему формирования творческой личности, способной осознанно и самостоятельно определять собственные жизненные приоритеты, нести ответственность за результаты своих действий и поступков, умеющих самостоятельно принимать правильные решения, что повлияло на современный педагогический процесс во всех учебных заведениях. Появился спрос общественной педагогической практики на специалиста, способного к профессиональному самосовершенствованию, к активной преобразующей деятельности, что и определяет актуальность нашей проблемы. Поэтому одной из важнейших задач образования становится процесс создания таких условий обучения, которые наилучшим образом способствовали бы развитию самостоятельности обучаемых. Выполнение такой задачи обеспечивается целым рядом факторов, одним из которых является привитие интереса к самостоятельной учебной деятельности.

Трудно переоценить роль педагога, направленную на развитие самостоятельной деятельности обучаемых. Это обусловлено гуманизацией всей системы образования, ориентированной на развитие личности, на выявление ее индивидуальных особенностей; изменением идеологии образования, когда конечной целью его является становление обучаемого как субъекта деятельности.

На важность решения такой проблемы указывали педагоги – исследователи Л.Аристова, Е.Голант, Л.Данилов, П.Пидкасистый, В.Паламарчук Т.Шамова и другие.

Они придерживаются взглядов широкого применения самостоятельной работы в различных видах учебной деятельности, подчеркивая роль самостоятельности в учебном процессе как одного из условий воспитания мыслительной активности, познавательных способностей, сознательного и прочного усвоения знаний.

Ими сформулированы основные требования к проведению самостоятельных работ, сущность которых заключается в следующем:

- самостоятельная работа должна быть посильной;

- при выполнении самостоятельной работы необходимо соблюдение принципа сознательности;

- педагог готовит учащихся к выполнению самостоятельной работы, передавая им необходимые технические и организационные навыки для ее выполнения; ставит перед ними такие задачи, разрешение которых требует умственных усилий; дозирует время, отведенное для выполнения самостоятельного задания;

- педагог наблюдает за ходом выполнения самостоятельной работы, оказывает необходимую помощь;

- педагог осуществляет обязательную проверку выполнения учащимися самостоятельной работы;

- педагог способствует выработке навыков самоконтроля во время выполнения работы;

- педагог осуществляет индивидуальный подход к учащимся в процессе организации самостоятельной работы.

Принимая во внимание характеристику самостоятельной работы как учебной деятельности, мы поставили перед собой цель в данной статье выделить некоторые составляющие процесса развития интереса к самостоятельной учебной деятельности у студента как самого субъекта этой деятельности. С этой точки зрения выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины и личной ответственности.

Идеи необходимости развития интереса к самостоятельной учебной деятельности отмечается в работах П.И. Пидкасистого. К самостоятельным действиям учащегося он относит выделение познавательной задачи, подбор и определение адекватных ее решению способов и действий, выполнение операций контроля над тем, решается ли выделенная задача применяемыми способами или нет и т.д.

Определяя типы самостоятельных работ и раскрывая их сущность, П.И.Пидкасистый подчеркивает, что при их выполнении по образцу учебная деятельность протекает на основе собственной практической деятельности, направленной на овладение способами работы, основными рабочими умениями для последующей самостоятельной деятельности.

На данном элементарном этапе самостоятельности уровень познавательной деятельности характеризуется совместными действиями педагога и обучаемого, которые составляют начальную стадию их сотрудничества.

В ходе выполнения эвристических работ обучаемые приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества; а творческие работы дают возможность научиться раскрывать новые стороны изучаемых явлений, событий, высказывать собственные суждения.

Такая типология (воспроизведение самостоятельных работ по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие) даёт возможность «увидеть динамику интеллектуального развития и на этой основе определить пути совершенствования, планирования, организации и контроля самостоятельной работы». [4, 88-89]

Определяя самостоятельную работу как активную познавательную деятельность, Т.И. Шамова считает, что самостоятельная деятельность возможна только при условии, если четко поставлена цель работы, если она осознана и принята, и в процессе деятельности преодолеваются различного рода затруднения, если в результате работы закрепляются или приобретаются знания и способы деятельности; обучаемый развивает свои интеллектуальные и нравственные силы. [6]

Согласно С.У. Гончаренко, развитие интереса к самостоятельной учебной деятельности возникает, если получена целевая установка, выполнен отбор содержания работ, и обучаемые знакомятся с рациональными приёмами работы; они получают необходимые инструкции перед выполнением заданий, могут рассчитывать на своевременное оказание помощи со стороны педагога. В результате этого они могут самостоятельно проанализировать выполненную работу, откорректировать её и дать объективную оценку. [3, 209]

Исследователи считают, что проблему развития интереса к самостоятельной учебной деятельности целесообразно начинать с перевода студентов с уровня безразличного отношения к ней к действенному, осознанному и ответственному уровням.

Считается также необходимым предоставить время для осмысления задания, уяснения требований к его выполнению; при этом особое внимание обращается на слабо подготовленных студентов, которым необходимы дополнительные разъяснения. Разрабатывая задания для самостоятельной работы, педагог должен предусматривать различную степень их трудности. Это позволит каждому студенту овладевать необходимым материалом, активно используя свои познавательные способности, что в конечном итоге помогает ему совершенствоваться в приобретении знаний, развивать необходимые навыки и умения, поставить себя в активную позицию.

Исследователи предлагают также классифицировать самостоятельные работы на полностью самостоятельные (когда учащийся, побуждаемый собственными мотивами, ставит учебные цели, планирует свою работу, выбирает способы и средства ее осуществления, выполняет определенные действия и контролирует их правильность) и частично самостоятельную, которая проявляется на определенных этапах обучения.

В практике первое встречается редко, второе – чаще. Наиболее распространен случай, когда студент способен самостоятельно осуществить часть деятельности под руководством преподавателя, и при этом переживать успех – успех понимания правильности своего выбора, успех возможного нахождения альтернативного варианта решения проблемы, что обеспечивает желание работать самостоятельно.

Исследователями отмечается еще одно важное условие самостоятельности: рефлексивность деятельности. Сделать деятельность рефлексивной помогают вопросы «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» Это возможно реализовать только в диалоге с преподавателем. Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения оппонента. А это значит, что студента надо научить слушать и сравнивать своё мнение с мнением других, что предполагает контроль работы сначала со стороны преподавателя, потом однокурсников и самоконтроль; оценку не только результатов труда, но и самого процесса деятельности. При этом оценка должна быть продуктивной, т.е. ориентировать на перспективу.

Развитие у студентов интереса к самостоятельной учебной деятельности происходит при определенных условиях:

- если осуществляется совместная работа преподавателя и студента, их взаимное духовное обогащение на основе взаимоуважения, взаимопонимания в условиях благоприятного психологического климата, общей диалогической культуры, интеллектуального сотрудничества;

- если систематически осуществляется обучение студентов необходимым навыкам и умениям для самостоятельной учебной деятельности;

- если в ходе выполнения самостоятельной учебной деятельности создается ситуация успеха, которая реализуется в условиях позитивных мотивационных изменений.

Развивая интерес к самостоятельной учебной деятельности студентов, можно констатировать их стремление к преобразующей деятельности, которая направлена на совершенствование процесса подготовки их как специалистов, когда они избирают свойственную им стратегию и тактику учебной деятельности в решении педагогических задач, квалифицированно осуществляя выбор оптимальных решений из множества альтернативных вариантов. Эта творческая свобода самостоятельной учебной деятельности опирается на качественное усвоение специальных знаний, умений и навыков, возможность осуществлять рефлексивные действия, позволяет создавать новые модели и образцы, направленные на совершенствование учебного процесса в вузе.

Результатом всей деятельности педагога по развитию интереса к самостоятельной учебной деятельности явились не только новые знания, но и вновь сформированные умения самостоятельной учебной деятельности, развитие инициативы, интереса к неадаптированным источникам информации, познавательная активность в целом.

Литература

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

  2. Алексюк А.М., Аюрзанайн А.А., Підкасистий П.І. та ін. Організація самостійної роботи студентів в умовах інтенсифікації навчання. – Київ, 1993. - 245 с.

  3. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – 374 с.

  4. Пидкасистый И.П. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

  5. Сущенко Т.І. Особливості особистісно орієнтованого педагогічного процесу // Педагогіка і психологія формування творчої особистості: проблеми і пошуки: Зб. наук. пр. - Вип.19. – Київ - Запоріжжя, 2001. – С.3‑6.

  6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников: Пособие. – М., 1976. – 101 с.