Автор:
Д.Б. Тойбазаров, Г.Ш. Окпебаева (Талдыкорган, Казахстан)
XXI – век информационных технологий. Сфера информационных технологий все больше проникает во все сферы жизни. В данное время информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, в железнодорожном транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Сегодня одной из характерных тенденций развития человеческой цивилизации является глобальная информатизация общества и активное внедрение новых информационных технологий во все сферы социальной деятельности, в том числе науку и образование. В странах СНГ этот процесс получил мощный импульс на рубеже 80-90-х гг. ХХ в., в период так называемой «микрокомпьютерной революции», и выразился в институциализации новых «отраслевых» направлений информатики в целом ряде научных знаний. Главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации является знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать [1].
В послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана о стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира одним из приоритетов является развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана [4]. В данное время разработана и планомерно осуществляется утвержденная Президентом страны Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., согласно которой инновационные разработки концентрируются вокруг пяти приоритетных отраслей: информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, альтернативная энергетика, технологии переработки углеводородного сырья. Как видим, развитие информационных технологий стоит первым в отмеченном списке приоритетов Казахстана, и этому есть веские основания. Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо применять в школе информационно-коммуникационные технологии для того, чтобы не отставать от развития всего общества.
В последние годы в наряду с компьютерной техникой в казахстанские школы поступают интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию [2].
Работа с интерактивной доской является ценным инструментом для обучения в руках компетентного педагога. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество возможностей, которые были недоступны ранее. И самое главное: применение интерактивной доски на уроке значительно повышает мотивацию школьников к учению, а, следовательно, и качество всего образовательно-воспитательного процесса. Казахстанскому обществу требуются квалифицированные специалисты, обладающие достаточным уровнем компетентности в условиях современного информационного пространства [1]. Область применения информационных досок весьма обширна. В сфере образования она дает возможность преподавателю работать с электронной картой схемой, рисунками, картиной. Применяя интерактивную доску, преподаватель в мультимедиа аудитории получает вместо обычной доски и мела мощный инструментарий для представления и редактирования информации в различной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). Эта возможность позволяет преподавателю организовать процесс обучения на более качественном уровне.
Применение интерактивной доски на уроках математики имеет следующие положительные стороны:
-
экономия учебного времени;
-
наглядность и иллюстративность изучаемого материала;
-
возможность многократного использования материала;
-
Появляется интерес у учащихся к учебе и данному виду занятия.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
-
Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
-
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
-
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
-
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
-
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
-
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
-
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
-
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
-
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
-
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
Использование интерактивной доски с помощью интерактивных наглядных пособий можно применять в алгебре и геометрии, для построения графиков различных функций (линейной, квадратичной, степенной, обратной, показательной, тригонометрических функций). Предусмотрены возможности редактирования построений: изменение цвета графиков, толщины линии, рисование, создание подписей графиков, нанесение и создание подписей точек, масштабирование сетки, отображение координат точек, получение распечаток построений. Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир [3]. Cегодня использование интерактивных технологий на уроке становится делом привычным. Формы и методы уроков будут совершенствоваться и изменяться. Разработка новых программных продуктов внесёт свои положительные коррективы в образовательный процесс. Учителю предстоит всё это освоить, изучить и внедрить в школьное образование. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.
Литература:
1. Окпебаева Г.Ш. «Білім беру және білім сапасын арттырудағы инновациялық технологиялардың маңызы», «Инновациялық технологияларды білім беру үрдісіне ендіру-сапалы білім негізі» атты ғылыми-әдістемелік конференция материалдары, 2013 ж. -6 б.
2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий», том 2 Издательство: НИИ школьных технологий, 2006 г., -112 с
4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Март 2006 г. -75 с.