Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

об актуальных проблемах правового регулирования в сфере земельных отношений в россии

Автор: 
Джамиля Джунусова (Астрахань, Россия)

Из курса классической экономики известно, что земельные отношения являются фундаментом экономической структуры любого общества, представляя собой совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей как природного объекта, ограниченного природного ресурса и средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Однако в России этот фундамент сейчас практически отсутствует как де-факто, так и де-юре. В настоящее время функционирование рынка земли обусловило появление многочисленных злоупотреблений: значительные площади передаются или продаются в собственность без изменения в установленном порядке их целевого назначения.

Мировая практика выработала четкие механизмы экономических отношений в землепользовании. Как часть природного комплекса земля является достоянием народа в целом, но как пространственный базис и как средство производства она может быть объектом собственности отдельного индивидуума или людей. Но в силу вышеизложенного положения не следует, что земля становится средством наживы и спекуляции. Опять же практика выработала механизмы государственного регулирования и пресечения этих негативных явлений, но малоэффективные на данный момент [5, с. 43].

Центральным звеном в процессе преобразования аграрных отношений на рациональной основе были и остаются земельные отношения и механизмы реализации земельной собственности. С появлением частной собственности на землю образовался рынок земли. Сейчас земельные участки можно свободно покупать и продавать. Проблема в том, что в современной России спрос на земли не однороден. Для нашей страны характерен крайне повышенный спрос на земли, расположенные вокруг крупных городов, в самих городах, курортных зонах, а также на земли, имеющие запасы сырья для добычи полезных ископаемых.

Следовательно, одной из важнейших составляющих землепользования является определение стоимости земли для организации сельскохозяйственного производства. С одной стороны, земля – это основа жизни человечества, с другой стороны, для сельскохозяйственных организаций она не пользуется спросом из-за низкой рыночной стоимости, что ведет к расширению процесса криминализации необоснованного перепрофилирования земель [5, с. 43].

Более того, причин, по которой сложилась непростая ситуация в аграрной сфере немало, но основной является аграрная политика, проводимая федеральным центром. Сельскохозяйственные товаропроизводители обречены на убыточное производство. Взять, хотя бы, к примеру, диспаритет цен на сельхозпродукцию и продукцию промышленного производства. В западных странах для обеспечения примерного ценового равенства, существуют различные дотации. Для сравнения, размер поддержки фермерам на 1 га сельскохозяйственных земель составлял: в США – 107 долларов, Канаде – 83 доллара, странах ЕС – 943 доллара, Швейцарии – 4214 доллара, а в России – всего 6 долларов. В связи с этим необходимо иметь какие-то приемлемые положения (решения) по использованию рыночной стоимости земель сельскохозяйственного назначения [1, с. 72].

Использование земли в сельском хозяйстве как средства производства имеет специфические особенности, и, прежде всего различия в плодородии, местоположении, правовом статусе, доходности и эффективности, что существенным образом отражается на ее полезности, ценности и цене при купле-продаже. Каждый дополнительно вовлекаемый в хозяйственный оборот земельный участок с более худшими качествами будет иметь все меньшую полезность. В случае удовлетворения всех потребностей общества следующий вовлекаемый участок может иметь даже отрицательную полезность. Таким образом, в сельском хозяйстве потребительные стоимости отдельных земельных участков выступают в виде ограничений, количественных границ при распределении ресурсов и не только земельных [3, с. 84].

Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение стоимости земельных участков по химическим, физическим и технологическим свойствам, климатическим и пространственным факторам, влияющим на их плодородие, удобство обработки и местоположение, отражающая прежде всего потребительную ценность. Проведенная в период с 2000 по 2011 гг. в несколько туров кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий определила среднюю по Российской Федерации кадастровую стоимость сельскохозяйственных угодий, которая составила 20 570 руб./га при максимальной величине 83 920 руб./га – по Краснодарскому краю и минимальной – 860 руб./га – по ряду субъектов РФ. Значение кадастровой стоимости, равное 860 руб./га, было принято за абсолютный минимум кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в РФ, каковым и остается по сегодняшний день [4].

Следует отметить, что кадастровая стоимость оказалась существенно заниженной и намного отличается от рыночной стоимости. Поэтому рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена продажи участка на конкурентном и открытом рынке при осознанных действиях покупателя и продавца, хорошо информированных и не испытывающих давления чрезвычайных обстоятельств. Отсюда рыночная стоимость не всегда зависит от качества и местоположения земельного участка. На нее воздействует огромное количество факторов, из-за которых рыночная стоимость может значительно колебаться в ту или иную сторону [3, с. 87].

Рынок земли является объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Но во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями и было предметом особого внимания государства. При формировании земельного рынка нельзя рассматривать землю только как товар из-за того, что в процессе рыночного оборота потеряются ее свойства, как основного природного ресурса, главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Практически это может привести к тому, что в результате расширения свободной купли-продажи сельскохозяйственных земель в первую очередь будут скуплены земли – носители скрытой сверхприбыли. Например: пригодные сельскохозяйственные земли для расширения жилого и производственного строительства, земли, содержащие полезные ископаемые, для возможной разработки и другие. Причем даже запреты на изменение целевого назначения земель не смогут защитить продуктивные угодья от перепрофилирования их. Значит, развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

Убыточность сельскохозяйственных предприятий оказывает непосредственное влияние на качество обрабатываемых земель. Отсутствие материальных средств приводит к тому, что земли используются нерационально. При минимальной обработке или ее отсутствии снижается плодородие пашни, увеличиваются площади, подверженные водной и ветровой эрозиям, расширяются масштабы загрязнения почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами и другими вредными веществами. Только за период с 1990 по 2009 г. площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 1,9 млн га, сокращение площади земель, используемых под пашню, составило более 10,8 млн га [2].

Как отмечает в своей статье профессор А.М. Югай, необходимо перераспределить средства, поступающие от плательщиков земельного налога, создавать фонды для восстановления и сохранения природных ресурсов на федеральном уровне, за счет части доходов добывающих отраслей, а также на уровне муниципальных органов – фонд сохранения сельскохозяйственных земель и сельских территорий, за счет земельного налога и штрафных санкций к предприятиям, наносящим ущерб природной среде, и других источников.

В свою очередь эти меры улучшили бы качество угодий, что привело бы более выгодному положению земли в рыночной экономике. Ведь экономическая суть частной собственности на землю реализуется не в абстрактной возможности купли-продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением. Формирование рынка земли, как объективно необходимого элемента рыночной экономики, невозможно и без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса и эффективного развития сельскохозяйственного производства в стране.

Основываясь на проведенном исследовании, необходимо отметить, что земельные отношения – очень сложная многоаспектная проблема. Она включает в себя большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, рынок земли, цена земли, рента, налог на землю, управление земельными ресурсами, разграничение федеральных и муниципальных земель, а также средств, поступающих от оборота земли, в том числе от аренды. Поэтому важно принимать такие правовые нормы земельного законодательства, которые бы создали для экономических субъектов стимулы для рационального распределения и использования земли, а также основу для продуктивного землепользования.

 

Литература:

 

  1. Байдильдина А. А. Финансовая поддержка сельскохозяйственного производства в странах с рыночной экономикой // Экономика и статистика. – 2009. – № 2. – С. 70-74.

  2. Доклад Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения за 2011 г. URL: http://www.mcx.ru›documents/file_document/show/14238.318.htm (дата обращения: 25.10.2013 г.).

  3. Дугин П.И. Критерий оценки земли // Экономист. – 2007. – № 3. – С. 84-90.

  4. Сапожников П.М., Носов С.И. Проблемы государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и пути их решения. URL: http://www.kadastr-ocenkanp.ru/aktualnie%20publikacii/statya-1.php (дата обращения: 26.10.2013).

  5. Югай А.М. Землепользование в аграрной сфере // АПК: экономика и управление. – 2005. – № 11. – С. 42-46.