Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ ВЫРУБКУ ЛЕСА

Автор: 
Ольга Никонова (Астрахань, Россия)

Актуальность темы. В последнее время ситуация с лесами в целом по России выглядит удручающе. На сегодняшний день наша страна входит в число стран-лидеров по незаконной вырубке леса. Нелегальные рубки составляют более восьмидесяти процентов всех правонарушений лесного законодательства Российской Федерации.

Незаконная вырубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины ухудшают имидж лeсной промышленности России и иностранных государств − потребителей нашего леса и наносят огромный ущерб эконoмике.

Научная новизна работы заключается в осмыслении проблемы, связанной с незаконной вырубкой леса и в мерах, предлагаемых автором по предотвращению совершения данного правонарушения.

Незаконная рубка − вырубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка с нарушением данных документов, а также рубка, которая осуществляется не на том участке или за его пределами, сверх установленной нормы, не тех пород деревьев или запрещенных российским законодательством к вырубке ценных пород деревьев, кустарников и лиан.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, должны нексти административную, уголовную, имущественную ответственность в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконная вырубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц − от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц − от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

 

Те же действия, которые совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц − от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц − от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой [5].

Создание лесных плантаций и их эксплуатация – предпринимательская деятельность, которая связана с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород). Лесные плантации и их эксплуатация согласно Лесному Кодексу РФ могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду (статья 42 Лесного кодекса РФ) [6].

Согласно Уголовному кодексу РФ, незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения или в крупном размере наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Эти деяния, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом под значительным размером понимается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером – пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером – сто пятьдесят тысяч рублей [7].

Рассматриваемое преступление является достаточно распространенным, в некоторые годы составляет до трети всех регистрируемых преступлений в экологической сфере, и характеризуется высокой латентностью. Его общественная опасность заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, которые имеют большое народно-хозяйственное значение, играют важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняют от разрушения плодородные почвы, способствуют улучшению климата и водного режима, наконец, являются «легкими» планеты [8].

Если лицо совершило незаконную вырубку лесных насаждений, посредством использования другого лица, который не может подлежать уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств (в том числе в связи с прекращением в отношении этого лица уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления), его надлежит привлекать к ответственности как исполнителя преступления, предусмотренного статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Не относятся к предмету данных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, которые произрастают на землях сельскохозяйственного назначения (исключение составляют лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами [9, п. 19-22].

Привлечение к административной или уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить совершенное ими правонарушение и возместить причиненный этими лицами ущерб.

Лица, которые причинили вред лесам, должны возместить его добровольно или в судебном порядке. Методики и таксы исчисления размера вреда утверждаются Правительством Российской Федерации [10].

Таким образом, для исправления ситуации авторы предлагают:

  1. Внести изменения в ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса в части усиления уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в отношении лиц, использующих свое служебное положение.

  2. Бороться с социальным неблагополучием сельских жителей, предоставляя рабочие места.

  3. Ужесточить контроль над вырубкой леса надзирающими органами.

  4. Повысить контроль за выдачей официальных разрешительных документов на проведение рубки.

  5. Обеспечить доступ проверяющих органов на все территории, включая районы, доступ в которые запрещен или ограничен.

  6. Проводить разъяснительные беседы с жителями.

  7. Ввести народные дружины, которые будут совершать обходы по лесам и следить за законностью вырубки леса.

 

Литература:

  1. Официальный сайт Управления Судебного департамента в Ивановской области. Незаконная рубка леса (практика рассмотрения ст. 260 УК РФ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://usd.iwn.sudrf.ru (дата обращения: 26.04.2013).

  2. Методический обзор судебно-следственной практики применения ст. 260 УК РФ. М.: Следственный комитет при МВД России, 2003. С. 3; Статистические и информационно-аналитические материалы Коллегии УВД Тверской области за 2004 год // Вестник штаба УВД Тверской области. 2005. № 1. С. 17.

  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Российская газета. 1998. № 223.

  4. Зиновьева И.С., Кленникова О.С. Незаконная вырубка леса и нелегальный оборот древесины в Российской федерации: основные причины и меры по обеспечению борьбы с ними. М., 2012. С. 63.

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // Российская газета. 2001. № 256; 2013. № 77.

  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) // Российская газета. 2006. № 277; 2012. № 172.

  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2013. № 6053.

  8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. М.: Инфра-М, Контракт, 2010. С. 1032.

  9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 2012. № 251.

  10. Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. от 26.11.2007) // СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2437; № 49. Ст. 6167.

 

Научный руководитель:

 

кандидат юридических наук Джунусова Джамиля Нурашевна.