Автор:
Гульсара Джунусбекова (Казахстан, Астана)
Динамично меняющаяся социально-экономическая среда современного мира ставит перед государственными органами новые задачи и вызовы. Для успешной реализации государственной политики правительства стран должны не только перестраивать традиционно сложившиеся системы государственного управления, но и вести постоянную работу по повышению эффективности деятельности государственных органов.
В этом свете основным инструментом измерения эффективности и результативности государственных структур призван стать институт оценки эффективности деятельности государственных органов, позволяющий определить степень достижения стратегических целей, качество предоставляемых бизнесу и населению государственных услуг, эффективность использования бюджетных средств.
Так, в Казахстане, внедрение в 2009 году новой Системы государственного планирования Республики Казахстан позволило выстроить достаточно сбалансированную и целостную систему стратегических и программных документов страны, определить иерархию программных документов в зависимости от их статуса и периода действия, новые подходы к разработке и содержанию стратегических планов государственных органов [1].
Функционирование Системы государственного планирования предполагает декомпозицию глобальных целей развития страны и ее долгосрочных приоритетов в конкретные задачи и измеримые показатели для каждого государственного органа. При этом, достижение поставленных целей невозможно без мониторинга процессов и оценки результатов деятельности государственных органов.
В 2010 году в Республике Казахстан Указом Президента № 954 была внедрена Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов [2]. В соответствии с данным Указом оценка эффективности осуществляется по 6 направлениям деятельности оцениваемых государственных органов, одним из которых является направление - достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе.
В соответствии с данным Указом оценка по достижению и реализации стратегических целей и задач в курируемых отрасли, сфере, регионе включена в комплексную систему оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов и осуществляется в целях определения эффективности мер оцениваемых государственных органов в развитии в курируемой отрасли, сфере, регионе. В этом плане уполномоченным на оценку государственным органом по направлению «Достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе» была разработана соответствующая методика [3].
По итогам оценки прошлых лет методологическая база была доработана, в том числе с учетом рекомендаций международных экспертов в области оценки. В данный период оценка проводится по семи направлениям.
Центральные исполнительные органы, входящие в структуру Правительства Республики Казахстан, и местные исполнительные органы оцениваются по данному направлению уполномоченным органом по государственному планированию. Оценка эффективности уполномоченного органа по государственному планированию осуществляется по данному направлению Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан. Центральные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, оцениваются по данному направлению Администрацией Президента Республики Казахстан.
Разработка и утверждение методики по оценке эффективности достижения и реализации стратегических целей и задач в курируемых отрасли, сфере, регионе и ее методологическое сопровождение осуществляются Министерством экономического развития и торговли.. Оценка эффективности государственных органов по достижению и реализации стратегических целей и задач осуществлена по Методике, утвержденной приказом Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 14.
Основным объектом оценки, согласно Методике, выступает стратегический план либо Программа развития территории государственного органа. Оценке подлежат 39 госорганов: 23 центральных государственных органа и 16 акиматов областей и гг. Астана и Алматы.
Методика предусматривает 3 критерия оценки:
-
«Охват стратегическим планом государственного органа либо Программой развития территории всех сфер деятельности». Стратегические планы госорганов анализируются на предмет наличия в них основных ключевых индикаторов/показателей развития курируемых сфер, отраслей. Данный критерий позволяет оценить качество стратегического планирования в государственном органе.
-
«Достижение стратегических целей стратегического плана государственного органа/ПРТ». В рамках критерия оценивается степень достижения поставленных стратегических целей путем анализа реализации предусмотренных целевых индикаторов.
-
«Реализация задач стратегического плана государственного органа/ПРТ». Оценивается степень реализации поставленных стратегических задач путем анализа реализации предусмотренных показателей прямых результатов.
Действующая модель системы оценки стратегических планов государственных органов в большей степени ориентирована на выявление несоответствий в работе госоргана установленным стандартам, правилам, требованиям.
При оценке достижения стратегических целей и задач приводятся лишь результаты расчета степени их достижения без анализа причин не достижения, правильности постановки целей и задач, а также мер, направленных на их реализацию. На основании проведенного анализа результатов оценки по данному направлению позволили выявить ряд системных проблем в сфере стратегического планирования. Вместе с тем, несмотря на наличие проблемных вопросов, анализ результатов оценки за 2 года свидетельствует о позитивных изменениях в сфере стратегического планирования.
Анализ показал, что необходимо разработать эволюционные подходы по совершенствованию системы оценки стратегических планов государственных органов Республики Казахстан, которые позволили бы повысить качество документов Системы государственного планирования, оптимизировать их количество, усилить гибкость в принимаемых государственными органами решениях, ориентировать деятельность государственных органов на достижение конкретных результатов.
Критерии оценки позволяют оценить социально-экономическое развитие страны, а также поэтапно и системно пересмотреть действующий механизм стратегического и экономического планирования для выстраивания качественно новой модели государственного планирования. В рамках оценки выявляются проблемы в деятельности государственных органов в сфере государственного планирования. Также, вырабатываются новые подходы к разработке и содержанию программных документов, направленных на повышение благосостояния населения и усиление ответственности государственных органов за достижение установленных показателей и целевых индикаторов.
Одним из положительных аспектов действующей методики является возможность не только оценки степени достижения запланированных целей и задач, но и определения качества их постановки. Методика предусматривает оценку полноты охвата показателями стратегического плана всех курируемых сфер и отраслей государственного органа, исключая из оценки некачественные и некорректные показатели. Унифицированный подход к оценке центральных и местных исполнительных органов также обеспечил простоту восприятия ее механизмов для оцениваемых госорганов, и оперативность расчета баллов (подведения итогов) для экспертов, осуществлявших оценку. В тоже время, в рамках данной Методики не предусмотрен качественный анализ факторов, обеспечивающих эффективность достижения стратегических целей и задач отдельных государственных органов. Методика позволяет произвести только ранжирование наиболее и наименее эффективных ведомств. При этом полученная в результате оценки информация является чрезмерно обобщенной и малоинформативной.
Таким образом, во всех странах, где внедрено бюджетирование, ориентированное на результаты, оценка реализации стратегических планов проводится ежегодно после утверждения окончательного варианта стратегических планов. В некоторых странах проводиться также оценка по состоянию на середину года (промежуточная оценка). Однако во всех странах возможность проведения такой оценки появляется только после внедрения современных методов финансового менеджмента, включая соответствующее программное обеспечение. Для выявления рисков недостижения запланированных результатов в государственных органах на первом этапе необходимо внедрить систему мониторинга программ и мониторинга деятельности.
Литература:
-
Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан».
-
Указ Президента РК от 19 марта 2010 года №954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы».
-
Приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 14 «Об утверждении Методики по оценке эффективности достижения и реализации стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе».