Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Автор: 
Александр Резников, Елена Кашуба Наталья Гридина (Донецк, Украина)

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями.

Волейбол предъявляет большие требования к волевым качествам спортсменов. В процессе соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.

Исход спортивных соревнований определяется в значительной мере психологическими факторами. Их знание поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества волейболистов, которые нужны для успешного выступления в соревнованиях.

Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе – большое искусство и большой педагогический труд [1, с. 258].

Процесс формирования социальной микросреды в команде играет особую роль в специальной психологической подготовке. Это постоянно осуществляется в тренировочном процессе, непосредственно перед играми приобретает специфическую остроту. Тренер подбирает способы психической изоляции «нытиков» и стремится повысить активность «оптимистов», создает в команде обстановку спокойной, деловой уверенности. Психическому состоянию лидеров и маргиналов уделяется особое внимание. При просмотре видеозаписей игры соперников ненавязчиво обращается внимание на моменты растерянности команды, но во время собственных игровых действий выделяются примеры успешных операций тех, кто в настоящий момент не чувствует уверенности в своих силах.

Тренеру по волейболу следует уделять внимание специфике формирования морально-волевых качеств личности волейболистов, проявление которых находится в тесной связи с особенностью волейбола – коллективным характером игры. В целях повышения тактического мастерства волейболистов необходимо развивать следующие способности:

1) наблюдательность (умение быстро и правильно подмечать по ходу поединка важные моменты соревновательной борьбы, быстро ориентироваться в сложной игровой обстановке);

2) сообразительность (умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия);

3) инициативность (умение быстро применять эффективные тактические приемы);

4) предвидение (умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты действий на площадке).

Тренер использует в это время вербальные психолого-педагогические средства воздействия на спортсмена со стороны, среди них выделяют: создание внутренних психических опор, рационализация, сублимация, десенсибилизация, деактуализация. Создание внутренних психических опор основывается на том, что убеждение спортсмена в его высоком потенциале искусственно подкрепляется созданием условий, при которых потенциал должен проявиться. Рационализация – универсальное средство, которое заключается в рациональном объяснении тренером механизмов возникающих неблагоприятных состояний с целью их объективной оценки. Спортсмен может самостоятельно его применять в форме самовнушения. Прием сублимации заключается в искусственном вытеснении одного расположения духа другим благодаря изменению мотивации, переориентировке в отношении решаемых в игре задач. В большинстве случаев сублимация заключается в «переводе» суждений спортсмена из эмоционально окрашенной оценки наиболее вероятного исхода игры в сферу технико-тактического содержания. Десенсибилизация – подход, при котором моделируются неблагоприятные психические состояния в игре. Деактуализация заключается в искусственном занижении силы соперника в предстоящей игре. Различаются прямая и косвенная деактуализация: при прямой показываются реальные слабости соперника, при косвенной намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена или всей команды, которым сопернику нечего противопоставить [2, с. 247.].

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям – осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, поставленных перед спортсменами в конкретных соревнованиях.

Довольно часто приходится встречаться с волейболистами, которые в процессе тренировок демонстрируют высокое мастерство, но их порой трудно узнать во время игры, ибо они выглядят как неопытные новички. Эмоциональное состояние перенапряжения или апатии перед игрой – это один из основных факторов, влияющих на уровень готовности. Такое состояние называют предстартовым, их различают четыре вида:

1). Состояние боевой готовности – самое благоприятное состояние, для которого характерны общий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность, сосредоточенность, обострение процессов восприятия внимания, мышления, памяти, воображения и представления.

2). Стартовая лихорадка – характеризуется преобладанием процессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, быстрой смене одних эмоций другими, импульсивности, раздражительности.

3) Стартовая апатия. Характерны пониженная возбудимость, вялость всех психических процессов, упадок сил и неверие в свои силы, отсутствие желания участвовать в игре, скованность движений и замедленность реакций, необщительность, состояние угнетенности.

4) Состояние самоуспокоенности – характеризуется отсутствием готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил противника, важности игры и т.п.

Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы. Спортсмены с неуравновешенной нервной системой должны разминаться долго и интенсивно. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темперамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа. Психологическая подготовка спортсменов является сложным условно рефлекторным процессом, который можно разделить на два этапа: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в период спортивного совершенствования. Психологическая подготовка волейболистов к предстоящим соревнованиям осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, поставленных перед спортсменами в конкретном соревновании [3, с. 297].

Психологическая подготовка спортсменов-волейболистов в учебно-тренировочный период является базовым методом подготовки к соревновательной работе. Все эти методические рекомендации – канва, которая определяет практические пути психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спортсменов, столько должно быть систем подготовки. Для этого необходимо изучение психологических особенностей волейболистов и средств психорегуляции, которые наиболее соответствуют специфике игровой деятельности волейболистов.

Литература:

1. Федорова О.В. Лидерство в спорте. / О.В.Федорова, Е.Н. Фоминова // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – Харьків, ХОВНОКУ-ХДАДМ, 2009. - № 10. С. 258-260.

2. Белянский И.В. Психологическая подготовка в волейболе. / И.В. Белянский, А.Н. Левадный, Н.А. Вишневский //Теория и практика физического воспитания. – 2009. С. 245-253

3. Кашуба Е.В. Комплексный подход к отбору юных спортсменов. / Е.В. Кашуба, А.А. Резников, Н.А. Гридина //Матеріали ІІ Міжнародної електронної наук.-практ. конф. «Психолого-педагогічні та медико-біологічні питання організації занять у фізичному вихованні та спорті». Одеса: вид. Букаєв В.В., 2011. - С. 297-300.