Автор:
Мария Жук (Гродно, Беларусь)
Внедрение системы «электронного правосудия» является перспективным направлением. Одним из основных элементов «электронного правосудия» является прием документов в электронном виде.
Факт проникновения информационных технологий во все деятельности человека не вызывает сомнений. Не остается в стороне и система хозяйственных судов Республики Беларусь (РБ). Она все активнее использует в своей работе информационные технологии.
Соответствие хозяйственного судопроизводства Республики Беларусь европейским стандартам требует постепенного внедрения системы «электронного правосудия». Во многих европейских государствах, в том числе и в России, система электронного правосудия успешно внедряется в судопроизводство.
В.Л. Иноземцев справедливо отмечает: «В последние годы устойчиво складывается представление, что индустриальное общество с развитием технологий и средств хранения, обработки и передачи информации трансформируется в общество информационное. Доля информационного растет значительными темпами, и в развитых странах количество работников, занятых в сфере информации, уже превышает количество работников, занятых в сфере материального производства» [1].
На законодательном уровне термин «электронное правосудие» закреплен в Главе 4 Программы деятельности Правительства РБ на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров РБ от 18 февраля 2011г. № 216, согласно которой одним из механизмов информатизации всех сфер деятельности является содействие формированию электронного правосудия. В стратегии нормативно закреплены положения, обеспечивающие использование в хозяйственном судопроизводстве электронного документооборота и информационных технологий: использование электронных копий документов; рассылка уведомлений о дате и времени проведения судебных заседаний по электронной почте; применение видеоконференц-связи для проведения судебных заседаний; осуществления отдельных процессуальных действий онлайн.
В настоящее время в системе хозяйственных судов РБ все активнее используются информационные технологии. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в РБ на период до 2015 года», информационная технология – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации [2]. Автоматизация судебного делопроизводства, аудио- и видеозапись судебных процессов, появление веб-сайтов судов, публикация судебных решений в Интернете – все это переход на новые информационные технологии, которые уже применяются на практике и способствуют повышению эффективности деятельности суда.
Однако, чтобы и в дальнейшем соответствовать европейским стандартам, необходимо внедрение и других составляющих системы «электронное правосудие».
«Электронное правосудие» – это способ осуществления, основанный на использовании информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов и систем автоматизации судопроизводства.
В зарубежной практике в качестве примеров электронного правосудия выступают: подача исковых заявлений и документов в электронной форме, извещение через SMS-сообщения по мобильному телефону о судебных заседаниях, использование видеотелефонов с протоколом сети Интернет для проведения предварительных судебных заседаний, рассмотрения заявлений отсутствующих сторон или заявлений, не содержащих спорных вопросов.
Хозяйственные суды РБ в силу возможностей стремятся применять в своей деятельности IT-технологии. Внедрение информационных технологий в сферу хозяйственного судопроизводства РБ является необходимым условием для обеспечения доступности, оперативности и открытости правосудия в экономической сфере. В настоящее время в системе хозяйственных судов РБ уже работают некоторые элементы «электронного правосудия». Так, в деятельности хозяйственных судов в 2010 году уже применялись такие элементы «электронного правосудия» как: подача электронных копий документов, электронное расписание судебных заседаний, размещение резолютивной части постановлений кассационной инстанции в on-line режиме на Интернет портале хозяйственных судов РБ. Кроме этого осуществлялись аудио-, видеофиксирование судебных заседаний, использовались документ-камеры [3], [4]. В частности, рассмотрение дел с использованием видеоконференцсвязи, когда судья, истец находятся в хозяйственном суде какой-либо области, а ответчик – в Высшем хозяйственном суде или наоборот. Это значительно упрощает процесс коммуникации и взаимодействия между всеми участниками спора, позволяет снизить расходы сторон на участие в судебном разбирательстве и сделать процесс более доступным для сторон. Кроме того, создана система подачи и принятия заявлений в электронном виде. Для этого на интернет-портале хозяйственных судов работает сервис, позволяющий пользователям Интернета направлять в суд исковые заявления, ходатайства, отзывы на иски, жалобы и другие документы дополнительно в электронном виде. Гражданину или субъекту хозяйствования необходимо заполнить электронную форму искового заявления, размещенную на портале хозяйственных судов, прикрепить необходимый пакет документов и отправить их в суд. Кроме этого, нужно будет направить исковое заявление с прилагаемыми документами на бумажном носителе в хозяйственный суд. Датой регистрации иска (заявления) будет считаться дата его поступления в суд в электронном виде, что позволяет ускорить рассмотрение дела. Поскольку не все субъекты хозяйствования имеют возможность обращаться в суд в электронной форме, суды не отказываются от приема документов в письменном виде. Еще одним элементом электронного правосудия является обеспечение доступа граждан и субъектов хозяйствования к судебной информации, что позволяет в режиме реального времени узнать об исходе дела, ознакомиться с расписанием судебных заседаний, записаться на прием к руководству суда и т.д.
Возможность предоставлять в хозяйственные суды документы в электронном виде предусмотрена законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» [5]. Так обращения в формах, указанных в ч. 1 ст. 7 ХПК, а также иные документы, предназначенные для передачи хозяйственному суду, могут быть дополнительно представлены в суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством (ч. 2ст. 7ХПК). Данная норма не исключает обязательного представления указанных документов на бумажном носителе. Порядок представления документов в электронном виде в дальнейшем будет регламентирован соответствующим нормативно-правовым актом. Таким образом, применение современных подходов в хозяйственном процессе, направлены на оптимизацию судопроизводства, минимизацию временных затрат судей на рассмотрение судебных дел и экономию времени.
Возможность применения электронного документооборота государственными органами и субъектами хозяйствования во всех сферах деятельности законодательно была закреплена еще в 2000 году Законом РБ от 10.01.2000 № 357-3 «Об электронном документообороте» [6]. При создании и использовании электронного документооборота большое значение имеет электронная цифровая подпись. Для урегулирования этого вопроса в РБ был принят Закон от 28.12.2009 № 113-3 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» [7]. Целью Закона является «установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». В соответствии с Законом, подлинный электронный документ – это электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждается с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ. Электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности. Ст. 25 Закона прописывает обязанности владельца ключа, а именно: хранить личный ключ в тайне; обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения); не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек; отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена. Если владелец данного ключа не выполняет обязанности, указанные в ч. 2 ст. 25 Закона, на него возлагается обязанность возмещения причиненного вследствие этого вреда.
Важное значение имеет определение юридической силы электронного документа. Согласно ст. 22 Закона, подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Если в соответствии с законодательством РБ требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию. В соответствии с назначением и применением электронной цифровой подписи она является аналогом собственноручной подписи, а также может применяться как аналог оттиска печати и штампа.
В соответствии со ст. 15 Закона «электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются программные, программно-технические и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде. Ограничения на применение электронных документов могут быть установлены в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ».
Как отмечает В.В.Ярков, для полного перехода на электронную систему разрешения споров потребуется техническое совершенствование и одновременное изменение процессуального законодательства. Судебный процесс нуждается в технологической модернизации для достижения целей правосудия [8]. Основными проблемами внедрения электронного правосудия являются недостаточная обеспеченность судебных органов необходимой современной компьютерной техникой, необходимость разработки соответствующего программного обеспечения, масштабные материальные затраты, возможность несанкционированного проникновения в систему. Сбой программного обеспечения и др.
Таким образом, развитие «электронного правосудия» становится приоритетной задачей правовой информатизации в хозяйственных судах Республики Беларусь, а отдельные элементы электронного правосудия уже применяются в системе хозяйственных судов РБ. Использование их обеспечивает абсолютную открытость и доступность судов, способствует улучшению качества судейской работы и создает максимальные удобства для участников экономического спора. Вместе с тем, «электронное правосудие» требует внесения серьезных изменений в законодательство и практику.
-
-
-
-
-
-
-
-