Автор:
Анжелика Химбикиянова (Краснодар, Россия)
Пенсионное обеспечение - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население[1, c.7]. Следует отметить, что еще в 1920-х годах были введены пенсии за выслугу лет работникам просвещения. На сегодняшний день педагоги пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Досрочной пенсией признается пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный[2, c.166]. Таким правом пользуются педагоги, которые отработали в детских учреждениях не менее 25 лет и только в государственных и муниципальных детских учреждениях. К сожалению, реализовать право на получение «педагогической» пенсии отнюдь не просто. Виной тому большое число нормативных актов, применявшихся в разное время, сложные правила исчисления педагогического стажа, и ошибки работодателей, допускаемые в личных документах работников, а зачастую и неправильные действия работников Пенсионного фонда. Таким образом, необходимо определить, какие потребуются составляющие, чтобы педагог мог воспользоваться своим правом на досрочную пенсию.
Рассматривая дела, об оспаривании отказа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд РФ) следует выделить перечень обстоятельств, которые устанавливаются в судебном заседании: что включить в специальный стаж работы, с учетом которых может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; суды решают вопрос о виде (типе) учреждения; тождественности выполняемой истцом трудовой функции; условий и характера деятельности исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Также имеются иные обстоятельства, устанавливаемые в судебном заседании: характер и специфика, условия работы, выполняемые истцом функциональные обязанности, нагрузка, цели и задачи, а также направления деятельности учреждений, в которых он работал и томуподобное.
Названные обстоятельства были приняты во внимание Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ), который своим постановлением от 03.06.2004 № 11 признал не соответствующими Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) положения п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством. Однако, по смыслу ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в ФЗ «О трудовых пенсиях» были внесены изменения в части досрочного пенсионного обеспечения педагогов. В настоящее время в п. 19 ст. 27 (в редакции от 02.07.2013 года) ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 17
[3], исключено упоминание о форме собственности учреждений для детей при досрочном назначении трудовых пенсий по старости педагогическим работникам. Но, помимо формы собственности учреждения, в котором работает сотрудник, играют еще и другие немаловажные факторы, служащие основанием для ухода педагогов на пенсию по старости.
В школах и других учреждениях для детей возникают так же трудности с определением соответствия выполняемых должностных обязанностей названию той должности, при которой досрочный выход на пенсию по старости возможен. Так в педагогический стаж засчитывается работа в том случае, если наименование учреждения, где трудился педагог, совпадает с наименованием учреждения в упомянутом списке. Однако, названия учреждений часто менялись произвольно, поэтому это может привести к проблемам при назначении трудовой пенсии. Причины возникших проблем кроются как в значительных изменениях законодательства в период с 1990 по 2002 год, так и в действиях администрации педагогических учреждений.
При назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятельность в советское время, для определения его права на досрочную трудовую пенсию используются как минимум три нормативных документа, определяющих Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила исчисления периодов такой работы. До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463[4], в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067[5], с 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. [6].
В спорных ситуациях для начисления трудовой пенсии применяются Правила исчисления льготных периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. А правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, исчисляются периоды работы до 01.09.2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в списке. Они засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами [7].
Следует указать о том, что многие граждане, которые работали в должности, именуемой в советское время одним названием, не могут отстоять свое право на получение досрочной пенсии без обращения в суд, в связи с тем, что в настоящее время такие должности в Списке не указаны.
Например, в разделе «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 должность пионервожатой не указана [6].Так же наименование должности вожатой и старшей вожатой не предусмотрено ни одним из списков должностей и учреждений, утвержденных постановлениями правительства, а применить постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397 невозможно, так как для определения права на пенсию исчисление специального стажа производится по нормам правового регулирования, действующего до 31.12.2001 года, согласно которому эта должность не предусмотрена [8]. В связи с этим обстоятельством, зачастую не засчитывают в педагогический стаж периоды работы в этой должности. Однако, согласно ч.3 п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов [9]. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации, исходя из правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года №2-П, а также в ряде его определений, статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, указал, что пионервожатым засчитывался стаж в выслугу лет при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовую пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на такую трудовую пенсию [10]. Но, следует отметить, что общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, предусмотрено самостоятельное наименование должности «вожатый» [11]. Анализируя судебную практику, видно, что при отсутствии требуемого стажа в должности вожатых, граждане требуют отождествить должность вожатой (пионервожатой, старшей вожатой) с должностью организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, для получения досрочной пенсии. Но, к сожалению, такое отождествление необоснованно в связи с тем, что законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Так же учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях, что утверждено постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года №367 и закреплено в ФЗ «О трудовых пенсиях». Не смогут получать пенсию за выслугу лет и работники вечерних школ, центров образования, вечерних профучилищ, учреждений среднего профобразования. Для того чтобы эта пенсия была, в их классах должны обучаться не менее половины детей в возрасте до 18 лет [11, с. 3].
Исходя из вышеизложенного, уместным было бы предложить устранение дифференциации условий выхода на трудовую пенсию в зависимости от наименования должности и образовательного учреждения. Данную проблему следует рассмотреть на примере детских садов, названия которых могут быть разными: МДОУ, ДДУ,МБДОУ и т.п., но суть одна. Совершенно справедливым было бы заметить, что педагогическая деятельность зависит не от наименования учреждения или должности, а от самого факта и специфики деятельности. Так, например, должность медицинской сестры в детском саду необходимо внести в Список согласно постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, а также в ФЗ «О трудовых пенсиях». Так как ее деятельность полностью подчинена Министерству образования Российской Федерации, а не Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ, будучи правоприменительным органом, не может уравнять наименования дошкольных образовательных учреждений, хотя это позволило бы создать одинаковые условия досрочного выхода на пенсию для всех работников. Данное предложение позволило бы гражданам реализовывать гарантированное законом право без обращения в судебные органы.
Литература:
-
Борисенко Н.И. Пенсионное обеспечение. М.: торговая корпорация «Дашков и К». 2009. С. 287.
-
Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: БЕК. 2002. .- С. 560
-
Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920
-
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30251
-
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 (ред. от 01.02.2001, с изм. от 07.06.2001). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30251/
-
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Материалы опубликованы в «Российской газете» от 6 ноября 2002 г., № 212 (3080) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/posta№_rf/781_02.shtm
-
Статья № 05/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
-
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 39. Ст. 3625
-
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Российская газета. 29 декабря 2005. " №3963
-
Кассационное определение № 33-478. Горно-Алтайск. 26.08.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
-
Постановление Госстандарта РФ ОТ 26.12.94 № 367 о принятии российского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Научный руководитель:
кандидат юридичних наук, старший преподаватель
Васильева Евгения Григорьевна.