Автор:
Анна Клименко (Костанай, Казахстан)
Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков.
На современном этапе развития общества наметился заметный поворот массового сознания от ценностей семьи к ценностям сугубо индивидуальным. Семья терпит ценностный кризис. Наиболее благоприятный период для становления ценностной системы личности – это молодость. Молодость – время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость – оптимальное время для самореализации.
Целью нашего исследования было изучить ценностные ориентации современной молодежи, состоящей и не состоящей в браке. Для изучения ценностных ориентаций молодежи, состоящих и не состоящих в браке, мы сформировали две группы. Одна группа состояла из 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 21 до 30 лет, не состоящих в браке. Другая группа включала в себя 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 21 до 30 лет, состоящих в браке. Всего в
эксперименте приняли участие 60 человек.
Для исследования ценностных ориентаций были использованы следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. Базой исследования явились: ТОО «Казторгтранс», ТОО «SVK Privat Kompani KZ».
Результаты исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) женщин представлены в таблицах 1; 2; 3.
Таблица 1
Смысложизненные ориентации женщин (вне брака)
-
№ п./п
|
Цели
в жизни
|
Процесс
жизни
|
Результат
жизни
|
Локус контроля - Я
|
Локус контроля - жизнь
|
Осмысленность
жизни
|
1
|
32
|
27
|
23
|
25
|
30
|
137
|
2
|
30
|
26
|
22
|
24
|
35
|
137
|
3
|
37
|
30
|
24
|
28
|
36
|
155
|
4
|
29
|
31
|
23
|
25
|
37
|
145
|
5
|
36
|
32
|
25
|
24
|
35
|
152
|
6
|
40
|
28
|
24
|
26
|
30
|
148
|
7
|
41
|
27
|
23
|
20
|
35
|
146
|
8
|
40
|
28
|
22
|
18
|
32
|
140
|
9
|
37
|
28
|
21
|
24
|
32
|
142
|
10
|
30
|
28
|
20
|
24
|
35
|
137
|
11
|
27
|
29
|
20
|
22
|
34
|
132
|
12
|
35
|
32
|
22
|
25
|
36
|
150
|
13
|
40
|
36
|
21
|
26
|
37
|
160
|
14
|
37
|
38
|
23
|
27
|
30
|
155
|
15
|
37
|
38
|
22
|
20
|
28
|
145
|
М
|
35,2
|
30,53
|
22,33
|
23,87
|
33,47
|
145,4
|
Таблица 2
Смысложизненные ориентации женщин (в браке)
-
№ п./п
|
Цели
в жизни
|
Процесс
жизни
|
Результат
жизни
|
Локус контроля - Я
|
Локус контроля - жизнь
|
Осмысленность
жизни
|
1
|
29
|
37
|
23
|
20
|
30
|
139
|
2
|
28
|
36
|
24
|
20
|
34
|
142
|
3
|
30
|
34
|
28
|
18
|
37
|
147
|
4
|
32
|
30
|
23
|
18
|
38
|
141
|
5
|
26
|
41
|
24
|
21
|
34
|
146
|
6
|
21
|
42
|
25
|
22
|
28
|
138
|
7
|
28
|
34
|
23
|
25
|
36
|
146
|
8
|
29
|
29
|
24
|
26
|
30
|
138
|
9
|
25
|
30
|
27
|
18
|
31
|
131
|
10
|
36
|
35
|
23
|
18
|
37
|
149
|
Таблица 2 (продолжение)
Смысложизненные ориентации женщин (в браке)
|
11
|
28
|
36
|
26
|
16
|
35
|
141
|
12
|
27
|
34
|
23
|
16
|
36
|
136
|
13
|
27
|
30
|
25
|
13
|
38
|
133
|
14
|
25
|
40
|
26
|
18
|
32
|
141
|
15
|
24
|
32
|
28
|
16
|
30
|
130
|
М
|
27,67
|
34,67
|
24,8
|
19
|
33,73
|
139,9
|
Для оценки различий величин среднего значения двух выборок мы использовали t – критерий Стьюдента. Критические значения t – критерия:
p< 0.05 (2,05); p< 0.01 (2,76). Меньше 2.05 – различия не значимы. Больше
2.76 – различия значимы. Был проведен автоматический расчет t – критерия Стьюдента, в результате которого мы получили эмпирическое значение t(tЭмп). Полученное значение сравниваем с критическими значениями t – критерия
(См. Таблицы 3, 6).
Таблица 3
Результаты математического анализа смысложизненных
ориентаций женщин (в двух выборках)
-
Шкалы
|
Цели в жизни
|
Процесс
жизни
|
Результат
жизни
|
Локус контроля - Я
|
Локус контроля - жизнь
|
t Эмп
|
5.1
|
2.8
|
4.1
|
4.3
|
0.2
|
различие
|
значимо
|
значимо
|
значимо
|
значимо
|
не значимо
|
На основе анализа данных Таблицы №3, можно сделать следующие выводы:1) женщины, находящиеся вне брака, более целеустремленные и направлены на будущее, нежели женщины, находящиеся в браке (по шкале «цели в жизни»);2) женщины, состоящие в браке, воспринимают процесс своей жизни как интересный и наполненный смыслом; женщины, не состоящие в браке, испытывают некоторую неудовлетворенность своей жизнью в настоящем (шкала «процесс жизни»); 3) женщины, состоящие в браке, более удовлетворены прожитой частью жизни, прошлое придает им смысл настоящей жизни; женщины, не состоящие в браке, наоборот, испытывают неудовлетворенность прожитой частью жизни (шкала «результат жизни»); 4) женщины, не состоящие в браке, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами (у них высокие баллы по шкале «локус контроля – Я»). Женщины, состоящие в браке, испытывают неуверенность в собственной жизни. 5) женщины в двух выборках убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (шкала «локус контроля – жизнь»).
6) в целом, для женщин в двух выборках характерен высокий уровень осмысленности.
Результаты исследования смысложизненных ориентаций мужчин представлены в таблицах 4; 5; 6.
Таблица 4
Смысложизненные ориентации мужчин (вне брака)
-
№ п./п
|
Цели
в жизни
|
Процесс
жизни
|
Результат
жизни
|
Локус контроля - Я
|
Локус контроля - жизнь
|
Осмысленность
жизни
|
1
|
34
|
29
|
25
|
21
|
35
|
144
|
2
|
35
|
30
|
26
|
22
|
34
|
147
|
3
|
30
|
28
|
27
|
22
|
37
|
144
|
4
|
32
|
31
|
25
|
24
|
38
|
150
|
5
|
38
|
32
|
30
|
21
|
30
|
151
|
6
|
39
|
31
|
35
|
24
|
32
|
161
|
7
|
40
|
30
|
24
|
25
|
34
|
153
|
8
|
36
|
28
|
23
|
21
|
35
|
143
|
9
|
32
|
33
|
24
|
22
|
36
|
147
|
10
|
32
|
34
|
25
|
24
|
36
|
151
|
11
|
33
|
30
|
24
|
21
|
33
|
141
|
12
|
34
|
29
|
28
|
27
|
34
|
152
|
13
|
35
|
27
|
27
|
20
|
36
|
145
|
14
|
36
|
28
|
25
|
19
|
35
|
143
|
15
|
36
|
27
|
24
|
20
|
32
|
139
|
М
|
34,8
|
29,8
|
26,13
|
22,2
|
34,47
|
147,4
|
Таблица 5
Смысложизненные ориентации мужчин (в браке)
-
№ п./п
|
Цели
в жизни
|
Процесс
жизни
|
Результат
жизни
|
Локус контроля - Я
|
Локус контроля - жизнь
|
Осмысленность
жизни
|
1
|
35
|
32
|
32
|
24
|
35
|
158
|
2
|
34
|
32
|
32
|
23
|
34
|
155
|
3
|
29
|
33
|
28
|
21
|
36
|
147
|
4
|
37
|
34
|
27
|
20
|
37
|
155
|
5
|
31
|
29
|
26
|
18
|
32
|
136
|
6
|
39
|
30
|
26
|
20
|
28
|
143
|
7
|
40
|
32
|
28
|
19
|
30
|
149
|
8
|
37
|
34
|
26
|
21
|
32
|
150
|
9
|
33
|
36
|
28
|
22
|
35
|
154
|
10
|
34
|
38
|
29
|
23
|
36
|
160
|
11
|
29
|
37
|
28
|
20
|
36
|
150
|
12
|
35
|
39
|
30
|
24
|
36
|
164
|
13
|
37
|
40
|
32
|
22
|
38
|
169
|
14
|
38
|
39
|
30
|
18
|
30
|
155
|
15
|
40
|
32
|
30
|
19
|
32
|
153
|
М
|
35,2
|
34,47
|
28,9
|
20,93
|
33,8
|
153,3
|
Таблица 6
Результаты математического анализа смысложизненных
ориентаций мужчин (в двух выборках)
-
Шкалы
|
Цели в жизни
|
Процесс
жизни
|
Результат
жизни
|
Локус контроля - Я
|
Локус контроля - жизнь
|
t Эмп
|
0,3
|
4,4
|
2,9
|
1,7
|
0,7
|
различие
|
не значимо
|
значимо
|
значимо
|
не значимо
|
не значимо
|
Анализ результатов, представленных в таблицах 4, 5 и 6, показал, что:
1) мужчины, как и женщины, состоящие в браке, воспринимают процесс своей жизни как интересный, наполненный смыслом. Мужчины, не состоящие в браке, испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем (шкала «процесс жизни»). Мужчины, как и женщины, в браке более удовлетворены своей прошлой жизнью, придают ей осмысленность (шкала «результат жизни»); 2) мужчины в двух выборках представляют себя сильной личностью, обладающей свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями (шкала «локус контроля – Я»). Видимо, это гендерная особенность мужчин, она не зависит от того, находится ли мужчина в браке или нет; 3) как и женщины, мужчины в двух выборках убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, (шкала «локус контроля – жизнь»); 4) для мужчин, как и для женщин, в двух выборках характерен высокий уровень осмысленности жизни, но во второй выборке (мужчины в браке) выше.
Итак, результаты нашего исследования показали, что есть различия в системе ценностей двух выборок, и они зависят не только от семейного положения, но и от гендерной принадлежности.
Литература:
-
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2002.