Автор:
Зарина Илемесова, Амина Джаксыбекова, Данагуль Шекшекбай (Караганда, Казахстан)
Экономические потрясения,возникающие в последние годы то в одной,то в другой стране а постсоветском пространстве,отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждающих политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны обязаны своим стабильным и поступательным развитием.[3,с.14]
Мировой опыт свидетельствует что, таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствует укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами.
Таможенный союз (Customunion) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.[7]
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
• снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
• перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
• устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
• унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
• согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
• введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
• создание общей системы преференций.[1,с.14]
Суть таможенного союза заключается в том, что на пути движения товаров между тремя государствами устраняются все (тарифные и нетарифные) препятствия, включая таможенные пошлины и сборы, а также таможенный досмотр грузов. Кроме того, устанавливаются общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Таможенный контроль должен быть перенесен с внутренних границ стран — участниц тройственного союза на внешние. Это идеальный, законченный вариант таможенного союза. На практике же строительство тройственного таможенного союза осуществляется в несколько этапов и не идет столь гладко, как изначально предполагалось.
На первом этапе Россия, Белоруссия и Казахстан сразу же сняли все оставшиеся изъятия из режима свободной торговли, а затем провели унификацию внешнеэкономического и таможенного законодательств.
Иначе пока и не может быть, так как единый наднациональный таможенный орган в тройственном союзе не создан (как это предполагалось вначале), а совместные решения достигаются путем согласований на уровне правительств и ведомств. [4,с.13]
И так давайте поговорим о плюсах вступления Украины в Таможенный Союз(ТС).
Участие Украины в Таможенном союзе (ТС) позволит стране экономить $3-6 млрд в год на оплате российской нефти и газа, а также увеличить экспорт товаров на $5-9 млрд, подсчитали. Учитывая, что основной эффект даст снижение цен на энергоносители, вступление в ТС замедлит модернизацию украинской экономики.
Присоединение Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана позволит за три года нарастить объем экспорта украинских товаров в РФ на $4,6-8,8 млрд,. Одной из наиболее существенных выгод, которые может получить Украина от вступления в ТС, станет уменьшение цен на базовые ресурсы, что поспособствует развитию ее экономики. Отмена Россией пошлин на экспорт углеводородов улучшит сальдо торгового баланса Украины на $2,9 млрд. Это идентично сумме дефицита торговли Украины с Россией в 2010 году (товарный дефицит – $9,3 млрд, профицит торговли услугами – $6,2 млрд).[3,с.19]
Снижение цен на российский газ для Украины до уровня цен для Белоруссии ($180 за тысячу кубометров в 2010 году) обеспечит положительный прирост торгового сальдо Украины до $5,1 млрд. Эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценен еще в $0,5 млрд, от снятия технических барьеров – в $1 млрд. Общая выгода Украины от присоединения к Таможенному союзу и участия в Едином экономическом пространстве в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) может составить $6-10 млрд. [2]
Так же существуют и другие преимущества:
1. ТС обеспечит выход украинской продукции в конкурентно-способную среду, что в свою очередь позволит улучшить качество продукции.
2. В СССР строились предприятия, которые заведомо зависели от предприятий в других республиках. Так как других мы не построили - это облегчит (сделает возможным) их развитие.
3. Сейчас ЕС переживает не самые лучшие моменты, сама Меркель говорила что ЕС в этот год будет нелегким .
4. Поддержка гривны. Вступление в Таможенный союз позволит Украине стабилизировать свое финансовое положение и обеспечить стабильный спрос на национальную валюту.
5. Развитие промышленности. Наиболее зависимые от цен на энергоносители отрасли украинской промышленности – металлургическая, машиностроительная, химическая – при льготных ценах получат новый импульс развития.
6. Независимость от МВФ. В случае присоединения к ТС Киеву не придется соглашаться на новые требования МВФ, поднимая цены на газ для населения и ЖКХ при замороженных пенсиях и социальных выплатах. Каждый украинец сможет ощутить выгоду на себе.[8]
Проведенное исследование подтверждает настоятельную необходимость правдивого информирования населения Украины относительно проекта ее вхождения в ТС с обязательным отражением позитивов и негативов, выгод и рисков. Сейчас такая работа целенаправленно не развернута, что порождает неопределенность как в ученом мире, так и в социуме. Исходя из этого, целесообразно создать независимую рабочую группу: ученых-экономистов, аналитиков, прогнозистов, социологов по разработке модели такой экономической интеграции.
Исследование предпосылок данного экономического сотрудничества, анализ торговых и инвестиционных отношений, выявление перспектив экономической интеграции позволяет сделать однозначный вывод о значительном потенциале и возможностях взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего в рамках Таможенного Союза.
Литература:
1. Гайдуцкий, П. Украина и Таможенный Союз: проблемы интеграции
[Текст] / П. Гайдуцкий // Зеркало недели. - 2013. - №11. - 22 марта.
2. Общая экономическая ситуация в Украине [Электронный ресурс].
URL: http://medpharmconnect. com/Ukrainian_market/.
3. Ивантер, В.В. «Экономические последствия создания ЕЭП и
присоединения к нему Украины» [Текст] / В.В. Ивантер, В.М. Геец,
В.А. Ясинский, А.А. Шуров, А.М. Анисимов // Евразийская экономическая
интеграция. - 2012. - №1 (14) (февраль).
4. Бексултанов, O.B. Особенности развития внешнеэкономических
связей Украины со странами СНГ/ДонНУ/ [Электронный ресурс] /
О.В. Бексултанов. URL: http:archive.nbuv.gov.ua/portal/ soc_gum/pzvs
2012_2/040.pdf.
5. Головащенко, В. Ключевые аспекты и тенденции внешнеторговой
деятельности Украины [Электронный ресурс] / В. Головащенко. URL:
http://8cent-emails.com/.
6. Финансовые новости в Украине
www.news.finanse.ua/ru/l/0/all/2013/01/125/295428
7.http://ru.wikipedia.org/wiki/Таможенный_союз
8.Данные РИА «Новости»
9. gazeta.kz
Научный руководитель:
магистр экономическихй наук Ламбекова Айгерим Нурлановна.