Автор:
Зульфия Каирканова, Бибигуль Алтаева Дана Куженова (Астана, Казахстан)
Вместе с развитием общества развивается и совершенствуется экономическая мысль. Одной из экономических наук, которая позволяет решать различного рода социально-экономические проблемы является бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учёт ‒ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Проблемные вопросы в развитии бухгалтерского учета, находят отражение в различных трудах ученых, благодаря чему в настоящее время существуют различные научные направления. Наличие разных подходов хоть и помогает с разных сторон взглянуть на существующие проблемы, но так же и создает некоторые препятствия для формирования и развития профессионального суждения бухгалтера, ввиду противоречивости некоторых выводов.
В данной статье рассматривается развитие бухгалтерского учета на современном этапе. Исследуется вопрос взаимосвязи между теорией и практикой бухгалтерского учета, а так же основные требования по вопросу квалификации бухгалтера.
Бухгалтер, приступая к решению задач бухгалтерского учета, как правило, полагается на свои знания в области теории бухгалтерского учета полученные им в процессе обучения в учебном заведении и в процессе самообучения. Но лишь теоретических знаний бухгалтерского учета недостаточно, важно так же грамотно применять их на практике.
Знания, навыки и опыт все это на сегодняшний день играет немаловажную роль в развитии бухгалтерского учета. Любое действующее предприятие желало бы получить в свои руки бухгалтера, который имеет соответствующее образование, знание нормативных документов в своей области, знание определенных программных продуктов и наличие опыта работы. И во многих случаях акцент делается именно на последнем.
Развитие теории и практики учета неразрывно связано с его усложнением и рисками, которые имеют место на практике. Это могут быть риски, которые связаны с незнанием и впоследствии неправильной постановкой бухгалтерского, налогового и управленческого учета в организации бухгалтером.
Нередко можно увидеть скитания выпускников в поисках своей первой работы, именно потому, что, как правило, предприятия не хотят подвергаться подобного рода рискам. Всем понятно, что сразу после окончания обучения выпускники обладают только теоретическими знаниями по своей профессии. Из чего можно сделать вывод о том, что диплом – это не гарантия трудоустройства, а лишь «лицензия» на поиски работы бухгалтера.
Считается что методология учета, сформированная на протяжении достаточно долгого времени, остается и применяется без изменений, что не соответствует действительности. Таким образом, даже действующему бухгалтеру необходимо приспосабливаться к изменениям, которые появляются в процессе развития учета. Даже наличия опыта работы иногда бывает недостаточно. В процессе своей работы бухгалтер обязан постоянно совершенствовать уровень своих знаний, умений и навыков, повышать квалификацию и стремиться к профессиональному росту, что повлияет на формирование и развитие его профессионального суждения. Именно по этой причине сейчас большое внимание уделяется повышению квалификации бухгалтеров различными способами. В качестве примера можно привести проверенный на западе и заслуживающий высокого доверия способ, которым является получение международного признанного диплома или сертификата бухгалтера. Примерами таковых являются:
- CPA (Certified Public Accontant);
- ACCA DipIFR (Diploma in International Finansial Reporting);
- CMA (Certified Management Accountant);
- CIA (Certified International Auditor).
На западе наличие таких сертификатов и дипломов давно стало требованиями для работы в качестве бухгалтера.
Для получения таких сертификатов от бухгалтеров требуется знание всех соответствующих стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Наряду со всем выше перечисленным важно отметить так же, что бухгалтеру необходимы определенные личные и профессиональные качества и способности, такие как: внимательность, ответственность, исполнительность, организованность, аккуратность и другие качества.
«Профессиональное суждение» – это заключение ответственного работника о деталях признания и оценки объекта учета в бухгалтерской отчетности.
Профессиональное суждение необходимо, в первую очередь, при решении вопроса о включении объекта в отчет о прибылях и убытках или в бухгалтерский баланс. В процессе формирования профессионального суждения решают, сможет ли объект служить источником экономических выгод, какова вероятность их притока или оттока, с какой степенью надежности можно измерить стоимость объекта.
Профессиональное суждение требуется и при оценке конкретных событий или фактов, таких как срок полезной службы объекта, соотношение правовой формы и экономического содержания, длительность процесса потребления заключенных в объекте экономических выгод, реальность погашения сомнительной дебиторской задолженности, возможность устаревания объекта, вероятность обращения в судебные органы по обязательствам компании и возможный итог разбирательств, в которые может быть вовлечена компания.
При получении бухгалтером первого практического опыта немаловажную роль играет внешняя среда. В относительно небольшой организации бухгалтеру приходится сталкиваться со всеми участками финансового и налогового учета, поскольку бухгалтерию в таких предприятиях зачастую ведет один бухгалтер, поэтому здесь больше возможностей для приобретения бухгалтером практического опыта по всем участкам учета. В крупных компаниях бухгалтер, в основном, выполняет одну и ту же работу, которая у работника может быть доведена до автоматизма. И здесь нет возможности получения всестороннего практического опыта.
Бухгалтерский учет как наука развивается и совершенствуется благодаря вкладу исследователей, которые имеют профессиональные знания и практические навыки в данной сфере.
Если бухгалтер занимается исследовательской деятельностью, то он всегда высказывает свое профессиональное суждение и вносит свой вклад в развитие теории и практики учета. Теория учета развивается тогда, когда практическая деятельность ставит новые задачи, требующие экономического обоснования, постановки, определения объекта учета и его движение во времени.
Для дальнейшего развития бухгалтерского учета, как науки актуальным и важным является представление результатов проведенных исследований в теории и практике бухгалтерского учета всему научному сообществу, в целях обмена знаниями и опытом в бухгалтерском учете.
Литература:
-
Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
-
Международные стандарты финансовой отчетности
-
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С.Н. Южакова. Т.18. — СПб, 1904 — 798 с.
-
Бухгалтерский учет: учеб. / Под ред. Я.В. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 776 с.
-
Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2007. — 280 с.
-
Соколов Я.В. Зачем бухгалтеру теория бухгалтерского учета? // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 2. — С. 53–56.
-
Гульпенко К.В., Тумашик Н. В. Теоретические аспекты развития учета // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4 (32). — С. 177-181.
-
Палий В.Ф. Актуальные вопросы теории бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 3. — С. 45–48.
-
Палий В.Ф. Актуальные вопросы теории бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 3. — С. 45–48.
-
Райзберг Б.А. Психологическая экономика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 432 с.
|
Научный руководитель:
Старший преподаватель Каирканова Зульфия Раисовна.