Автор:
Зульфия Каирканова, Асель Курманова (Астана, Казахстан)
Повышение эффективности экономики является ключевой задачей современной экономической стратегии государства. Особая роль в этом принадлежит бухгалтерскому учету, как важному средству управления ресурсами страны. Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности государственных учреждений в целях достоверной оценки еѐ финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно – правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают гармонизацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.
Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией потребовали унификации принципов составления финансовой отчетности, для того чтобы она была понятна, сравнима, надежна и достоверна, т.е. обеспечила бы общую сопоставимость финансовой отчетности разных стран. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности экономическими развитыми странами были приняты МСФООС[1].
Международные Стандарты Финансовой Отчетности общественного Сектора – это стандарты, разработанные Международной Федерацией Бухгалтеров для организаций, основная деятельность которых заключается в предоставлении государственных услуг, и их финансирование в основном осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Основные принципы, положения и требования МСФООС основаны на МСФО. Цель МСФООС заключается не только в предоставлении информации для принятия управленческих решений, но и в том, чтобы учреждение отчиталось за вверенные ему ресурсы и обеспечило заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о его финансовом положении. Международные стандарты отражают уровень сложившихся в развитых экономиках рыночных отношений, имеют международное признание и обобщают лучшую современную мировую практику в области составления финансовой отчетности[1].
По мнению международных экспертов, применение МСФООС позволяет упростить законодательную базу учета и пресечь бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу и тем самым характеризуются относительно меньшей сложностью по сравнению с национальными стандартами, применением минимальных трудозатрат на разработку, внедрение и простотой восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире[2].
Интеграция Казахстана в рыночную экономику определила ряд существенных задач, одной их ключевых из них является реформа системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности путем внедрения международно-признанных принципов и методов учета и отчетности.
В настоящее время бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях. Традиционный учет и отчетность в государственных учреждениях, по сути, представляет собой содержание информации о движении денежных средств в соответствии с Единой бюджетной классификацией расходов, сформированной по кассовому методу и позволяет эффективно контролировать целевое их использование. Однако, главным потребителем такой информации выступает государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов, где основная функция учета заключается в предоставлении информации об отклонениях от установленных планов и смет. При этом финансовое положение учреждения рассматривается только второстепенно. Действующая ныне система не позволяет полноценно и результативно оценивать воздействие на экономику мер государственной бюджетной политики и анализировать эффективность их на долгосрочной перспективе, поскольку операции, базирующиеся на кассовой основе не отражают адекватным образом экономическую сущность операции и как следствие ее воздействие на финансовое положение. В этой связи возникает объективная необходимость в трансформации учета и отчетности по новым принципам и правилам с целью осуществления перехода от управления затратами к управлению результатами для создания ясной и прозрачной системы управления финансовыми ресурсами страны и усиления ответственности за эффективное их использование[3].
Актуальность этого вопроса заключается в том, что комплексный пересмотр всей системы учета и отчетности, развитие и его совершенствование в соответствии с международными правилами должен сочетаться с максимальным использованием многолетнего национального опыта и сохранением тех методов, инструментов и методологических решений, которые не противоречат принципам международных стандартов.
В основу реформы бухгалтерского учета казахстанских государственных учреждений были заложены принципы, методы и модели учета МСФООС – международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора по методу начисления. Как показывает международная практика, МСФООС закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Кроме того, отчетность, сформированная по МСФООС, отличается высокой информативностью и полезностью для принятия управленческих решений[2].
На сегодняшний день первый этап Плана действий программы совершенствование системы бухгалтерского учета государственных учреждений в части подготовки методологии новой системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для государственных учреждений практически завершен. Утверждены приказами Министра финансов РК нормативные правовые акты, единая учетная политика, план счетов бухгалтерского учета, правила ведения бухгалтерского учета, формы и порядок составления отдельной и консолидированной финансовой отчетности.
Одним из основных документов регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета являются Правила ведения бухгалтерского учета, заменяющие собой Инструкцию. Новые правила устанавливают единый порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов. При этом, администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в необходимых случаях могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях[2].
Первоначальным шагом реформы послужила трансформация отчетности организаций публичного интереса на МСФО, вторым и наиболее масштабным предстоит внедрение МСФООС, с целью гармонизации двух систем в единообразие, и последующего перехода к основному завершающему шагу по формированию консолидированного баланса активов и обязательств государства в целом.
Таким образом, новая система ведения бухгалтерского учета позволит вести более подробный учет и соответственно получать более детальный объем информации для пользователей. Как известно, для принятия правильных экономических решений важны два фактора эффективный менеджмент и достоверная и полноценная финансовая информация. Где основной целью и задачей бухгалтерского учета является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении государственных учреждений.
Предполагается, что результаты проделанной методологической работы найдут широкое применение в практической деятельности государственных учреждений РК и приведут к более эффективному управлению ресурсами страны в целом.
Литература:
-
Калиева Д.Ш., Макарова С.Б., статья «МСФООС: история возникновения и международный опыт их применения»
-
Ерназарова З.А., статья «Основные тенденции развития бухгалтерского учета. Изменения в законодательстве»
-
Салыхова Э., Андекина Р., статья «Проблемы и перспективы введения МСФО в Казахстане»
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры «Учет и аудит», магистр «Оценки»
Каирканова Зульфия Раисовна.