Автор:
Игорь Кулак (Одесса, Украина)
Важнейшей задачей развития украинского общества является повышение качества управления социально-экономическим развитием государства и регионов. На сегодня в практике государственного управления в Украине финансовые и материальные ресурсы, которые направляются на развитие регионов, используются неэффективно. К сожалению, структура экономики регионов Украины, которая сложилась сегодня в целом неэффективна, более того, экономически и экологически опасна.
Результаты многих исследований проблемы эффективного государственного регулирования регионального развития изложены в трудах отечественных ученых: О.И.Амошы, С.О.Билои, Д.П.Богини, В.Г.Бодрова, В.М.Гейца, М.Х.Корецького, Э.М.Либанова, Ю.В.Навpузовa, В.М.Олуйка, В.В.Юрчишинa. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона и эффективной структуры региональной экономики чисто рыночными методами, с минимальным вмешательством государства рассматривает А. В. Черевко. Формирование новой структуры региональной экономики на инновационной основе исследуют Л. И. Федулова и Н. Ю. Буга. Однако, несмотря на значительное количество публикаций в указанной сфере, в отечественной теории и практике формирования структурных процессов региональной экономики нет комплексного стратегического подхода с учетом реалий и перспектив развития региона.
Целью статьи является анализ основных тенденций и проблем структурного развития региональной экономики и определение стратегических направлений экономического развития регионов.
Перестройка структуры экономики - важнейшая стратегическая задача социально-экономического развития регионов Украины. Как бы ни развивались рыночные отношения, добиться существенного экономического роста и улучшения материального благосостояния населения невозможно без структурной перестройки. Успешное проведение структурных преобразований территориальной общественной системы в значительной степени зависит от правильности выбора приоритетных направлений. На сегодня одной из главных проблем регионалистики является определение влияния политики рыночной трансформации на политику социально-экономического развития региона [1]. Есть структурная перестройка, обеспечения единства экономического пространства, формирование системы региональных рынков, создание конкурентной среды, обеспечения инвестиционной привлекательности регионов, определение пространственной стратегии рынкообразования должны направляться на более эффективное использование трудового, природно-ресурсного, инвестиционного и геополитического потенциалов с целью повышения жизненного уровня населения. Рассматривая механизмы обоснования целей политики социально-экономического развития региона, следует отметить, что в системе критериев регионального развития в условиях рыночной трансформации определяющими являются: уровень занятости населения, уровень предпринимательской деятельности, уровень воспроизводства трудового потенциала, уровень социальной инфраструктуры, уровень экологической безопасности. Особую значимость в системе устойчивого социально- экономического развития региона имеет удовлетворение потребностей и интересов населения, ведь они выступают двигателями действий и поступков человека, формируя систему экономических отношений. Степень обеспеченности различных групп населения регионов должен определяться по таким критериям, как уровень удовлетворения материальным положением, трудом и профессией, жилищными условиями, услугами здравоохранения, положением в семье. Учитывая существующее политико-правовое поле и организационно-экономические условия предлагаются следующие приоритетные направления становления и развития предпринимательских структур: формирование и поддержка малых форм предпринимательской деятельности, развитие предпринимательских структур в базовых отраслях хозяйственного комплекса региона, разработка эффективных направлений сотрудничества малых, больших, средних предприятий; использование возможностей предпринимательских структур в процессе создания свободных экономических зон и территорий приоритетного развития [3]. Обеспечение занятости населения и развития предпринимательской деятельности невозможно без соответствующей трансформации процессов воспроизводства трудового потенциала. Ведь процесс регионального возрождения, как и выход национальной экономики на более высокую ступень развития, требует создания не только современной материально-технической базы, внедрение новейших, высокопроизводительных технологий, но и формирование такой высококвалифицированной производительной силы, которая по своей структуре и профессиональным составом была способной удовлетворить потребности рыночных преобразований. К сожалению, прогрессирующий спад производства, резкое снижение доходов большинства работающих привели к разрушению интеллектуального потенциала населения, обесценение мотивационных стимулов к повышению производительного труда, к массовой деквалификации кадров. В подавляющем большинстве регионов сохраняется низкий уровень среднемесячной заработной платы, который наиболее деструктивно влияет как на эффективность самого труда, так и на процесс воспроизводства трудового потенциала. Проблема обеспечения занятости населения является ключевой в политике социально-экономического развития региона. Это особенно остро прослеживается при оценке демографической ситуации, ведь именно она выступает интегральным показателем отношения государства к обеспечению потребностей жизнедеятельности своих граждан [1]. Демографическое развитие детерминируется типичными для большинства регионов причинами: низкой рождаемостью, которая постоянно уменьшается в последние годы, высоким уровнем смертности, в значительной летальностью болезней органов дыхания, инфекционными и паразитарными заболеваниями, высоким уровнем преждевременного старения людей. В системе развития социальной инфраструктуры первоочередного решения требуют такие вопросы жилищно-коммунального хозяйства, как реформирования экономических отношений путем проведения радикальных изменений в существующем порядке финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования, обеспечение сбалансированного развития тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения в ходе реализации программ жилищно-гражданского и промышленного строительства; техническое переоснащение на основе широкого применения отечественных и зарубежных научно-технических достижений. В оживлении деловой активности населения важную роль играет предпринимательство (особенно малые его формы), которое обеспечивает создание новых рабочих мест, способствует перераспределению имеющегося капитала, наполняет местный рынок товарами первой необходимости. К сожалению, в регионах сектор малого бизнеса еще не стал главным фактором развития прогрессивных рыночных отношений, конкуренции, заинтересованности серьезных инвесторов, так и уровень безработицы там значительно выше, чем в среднем по стране [2]. В системе регулирования рынка предпринимательства предлагаются следующие мероприятия направлены на активизацию развития малых форм хозяйствования, а именно: совершенствование механизма реализации кредитных линий международных организаций, разработка и внедрение эффективных финансовых и инвестиционных рычагов государственной поддержки; упрощение процедуры регистрации субъектов предпринимательства и выдачи лицензий на осуществление отдельных видов деятельности. С целью обеспечения высокого уровня жизни населения важно создавать благоприятные организационные и экономические предпосылки для развития регионального потребительского рынка. Сокращается товарооборот на душу населения, наблюдается значительное преобладание товаров иностранного производства, предприятия торговли сконцентрированы как правило в городах, остается низкой покупательная способность граждан. Для формирование современного регионального потребительского рынка необходимыми мерами являются: реструктуризация всей системы потребительской кооперации, упорядочивание торговли табачными изделиями и алкогольными напитками, осуществление массовой инвентаризации субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, применение в сфере бытового обслуживания населения кольцевого сбора заказов специалистами-агентами в каждом населенном пункте, организация работы специализированных аграрных бирж, создание торговых домов. К важнейшим направлениям деятельности органов регионального управления по осуществлению трансформационных преобразований следует отнести: рациональное использование природно-ресурсного потенциала; структурно- товарную перестройку промышленности; структурно-имущественную перестройку агропромышленного производства, развитие внешнеэкономических связей и трансграничного сотрудничества; инвестиционное обеспечение [3]. Социально-экономический подъем регионов определяется уровнем развития аграрной сферы, которая подверглась значительному спаду в переходный период. Неудивительно, что значительные сдвиги произошли в ее функционально-компонентной структуре, упадок когда-то сверхприбыльны области, растет материалоемкость и энергоемкость продукции. В таких условиях необходимо прибегнуть к таким шагам: завершить земельную реформу, которая стимулировала бы развитие сектора жизнеспособных формирований сельскохозяйственного производства; усовершенствовать рыночные механизмы ценового регулирования, кредитно-финансовой системы и налоговой политики; ускорить развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения и химической промышленности для обеспечения агропромышленного производства современной техникой, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, ветеринарными препаратами, способствовать внедрению современных технологий и результатов научно-технических исследований, обеспечить рациональное использование земель, их охрану, принятия мер для экологической безопасности, оптимизацию структуры угодий [2]. Для регионов, которые имеют природные, исторические и организационно-экономические предпосылки участия в международном разделении труда, одним из главных источников наполнения бюджета является активизация внешнеэкономической деятельности. При этом основными мерами выступают меры, направленные на стимулирование международной торговли, на поиск источников новейших технологий и дополнительных финансовых ресурсов. Существует необходимость поиска таких форм международного сотрудничества, дополняя государственные контакты, в наибольшей степени учитывающих специфику регионов, разделенных государственными границами, и способствовали бы смягчению последствий их существования через совместное решение социально-экономических проблем. Наиболее действенной и оптимальной формой приграничных связей, успешно апробирована на европейском континенте, является еврорегиональная модель сотрудничества на принципах добровольности, децентрализации и самоуправления. И поэтому только общие действия, сохранение и укрепление добрососедских и дружественных отношений, взаимная открытость могут гарантировать гармоничное развитие территорий.
Методология экономической политики государства основывается на определенных подходах, принципах и предусматривает логику управления социально- экономическим развитием страны. Рыночный механизм и экономическая политика находятся в диалектическом единстве. Рациональный синтез эффективного рыночного механизма и экономической политики позволяет решать основные социальные и экономические проблемы общества, конъюнктурные и стратегические цели. Экономическая политика и рыночное саморегулирование экономики часто дополняются функционированием института социального партнерства, обеспечивает согласование интересов всех субъектов реализовать экономические и социальные цели Государственное вмешательство в экономику должно быть рациональным, поскольку чрезмерная активность государства может вызвать негативные тенденции и последствия, а также обусловливает уменьшение финансовых возможностей государства.
Литература:
1.Стеченко Д.М. Розміщення продуктивних сил і регіоналістика.
Навчальний посібник. – К.: Віка, 2007.- 235с.
2.Пріоритети розвитку заради добробуту. Звіт Запорізької
облдержадміністрації. – Запоріжжя, 2010.- 184с.
3.Чернюк Л.Г. Економіка регіонів (областей) України: Навч. посіб. К.:
ЦУЛ, 2008. – 650 с.
Науковий керівник:
доцент Сидорець Людмила Василівна.