Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Автор: 
Павлова Анна (Минск, Беларусь)

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов, наиболее эффективного их использования в социальной области и приоритетных сферах материального производства. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. Как известно, именно инвестиции способны новые знания и изобретения сделать наукоемким востребованным продуктом. Их качественный уровень, количественный рост и соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике

Процесс разработки национальной инвестиционной политики все больше ориентируется на новые стратегии развития. Большинство государств стремятся привлекать и поощрять иностранные инвестиции в интересах укрепления производственного потенциала и устойчивого развития. В то же время множество стран в настоящее время укрепляют нормы регулирования иностранных инвестиций, шире используя промышленную политику в стратегических секторах, ужесточая процедуры отбора и мониторинга и тщательно проверяя международные соглашения. Сохраняется риск того, что некоторые из этих мер принимаются в протекционистских целях.

Процесс разработки международной инвестиционной политики находится на переходном этапе. К концу 2012 года режим международных инвестиционных соглашений состоял из 3196 договоров. Сейчас страны все чаще отдают предпочтение не двустороннему, а региональному подходу к выработке норм и правил в области МИС и учитывают элементы устойчивого развития. Более 1300 из сегодняшних 2857 двусторонних инвестиционных договоров к концу 2013 года достигнут стадии «прекращения действия в любой момент», что откроет возможность устранения несоответствий и пробелов в многостороннем и многоуровневом режиме МИС и укрепления его аспекта развития [1].

Что касается Республики Беларусь, то в настоящее время большинство белорусских предприятий нуждается в модернизации. Уровень физического старения нашей промышленности составляет порядка 80% при мировом показателе конкурентоспособности экономики с точки зрения технологичности 60%. И здесь важно найти таких инвесторов, которые в современных условиях не только предоставят финансовые ресурсы, но и возьмут на себя обязательства по техническому перевооружению организаций, обеспечат сбыт готовой продукции. Белорусским предприятиям нужны прежде всего не портфельные (спекулятивные) инвесторы, приходящие, как правило, ненадолго и преследующие, в основном, цель наживы, а стратегические, которые несут ответственность за предприятие, создают дополнительные рабочие места, насыщают рынок товарами и услугами, решают региональные проблемы.

Для того чтобы отечественные и иностранные компании инвестировали средства в инновационные проекты, реализуемые в Беларуси, необходимо проведение в нашей стране эффективной инвестиционной политики. Практика показывает, что процесс взаимодействия Правительства с бизнесом является важным и необходимым условием успешного инвестиционно-инновационного развития страны.

На данный момент в Республике Беларусь делается все возможное для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата. Государство расположено между двумя крупными экономико-политическими пространствами Европы: Европейским Союзом и Российской Федерацией. Вкладывая капиталы в белорусскую экономику, зарубежный инвестор получает доступ к обширному российскому рынку и рынкам других стран СНГ [2, c. 148]. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инновационных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора. Кроме обеспечения защиты прав инвесторов, в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Так, ряд преференций предоставлены инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, парке высоких технологий [3].

С 2004 года государство постоянно принимает меры по созданию более конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций при предоставлении дополнительного объема льгот и преференций для инвесторов. Все это делает нашу страну привлекательным, а также безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений. В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов, в том числе инновационных, сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций. Руководство страны считает, что сегодня идеальный момент для привлечения иностранных инвестиций, поскольку в мире сейчас много свободных финансовых ресурсов, которые можно привлечь в качестве инвестиций.

 

Литература:

1. Результаты инвестиционной политики [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file56dfecd71d0dd538.
PDF
. – Дата доступа: 19.07.2013.

2. Савенок Э. А. Иностранные инвестиции: курс лекций. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2011. – 184 с.

3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года утверждена в Беларуси [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/4217. – Дата доступа: 21.09.2013.

 

Научный руководитель:

 

магистр экономических наук Абухович Юлия Константиновна.