Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

Автор: 
Диана Ситенко (Караганда, Казахстан)

Сегодня все больше возрастает значение инновационного фактора, который является двигателем социального и экономического развития страны. С каждым годом идет наращивание темпов научно-технического прогресса, усиливается конкуренция технологий, что позволяет некоторым странам выйти в лидеры по инновационно-технологическому развитию. В тоже время увеличивается разрыв в технологическом и экономическом развитии стран. В данных условиях переход от экспортно-сырьевой к инновационной экономике стал важнейшей задачей для Казахстана.

Впервые институт венчурного финансирования начал формироваться в США с середины XX в. в связи с началом становления экономики, основанной на знаниях, и впоследствии стал важным фактором ее дальнейшего развития. Во многих других странах (в Великобритании, Израиле, Финляндии и т. д.) программы венчурного инвестирования также были успешно реализованы.

Венчурные инвестиции (от англ. «venture», что означает «рискованное начинание») подразумевают вложение денег в перспективный инновационный бизнес, который еще не имеет доступа на фондовый рынок. С одной стороны, существует компания, нуждающаяся в средствах для финансирования и реализации инновационной идеи. С другой стороны, выступает отдельный состоятельный инвестор («бизнес-ангел») либо финансовый посредник (венчурный фонд), который финансирует инновационный проект посредством покупки доли в уставном капитале или пакета акций, а по прошествии времени продает свою долю [1].

Одной из характеристик венчурного финансирования является то, что оно не затрагивает все элементы инновационного процесса. Оно играет основную роль на разработки и апробации, затем и при выходе инновационного товара на рынок. При этом не затрагиваются такие этапы инновационного цикла, как фундаментальные и прикладные исследования, а также создание опытного образца.

Венчурное финансирование имеет ряд особенностей, отличающих его также от других видов финансирования, к примеру, банковского.

1. Венчурное финансирование невозможно без принципа «одобренного риска». Это означает, что вкладчики капитала заранее соглашаются с возможностью потери средств при неудаче финансируемого предприятия в обмен на высокую норму прибыли в случае ее успеха.

2. Такой вид финансирования предполагает инвестирование капитала на длительные сроки, при этом инвестору приходится ждать в среднем от трех до пяти лет, чтобы убедиться в перспективности проекта, и от пяти до десяти лет, чтобы получить прибыль на вложенный капитал [2].

В Казахстане венчурное финансирование получило свое развитие с 2003-2004 гг. В 2003 году был создан АО «Национальный инновационный фонд» (ныне – АО «Национальное агентство по технологическому развитию» - НАТР), который стал важным элементом инновационной системы Казахстана.

С 2004 года Фонд осуществляет инвестиции в крупные инновационные проекты в приоритетных отраслях экономики. Основной формой инвестирования в инновационные проекты является долевое неконтрольное участие до 49% в уставном капитале юридических лиц путем приобретения акций (долей) участия. Также Фонд занимается созданием в стране венчурной инфраструктуры, осуществляет трансферт передовых зарубежных технологий. Условием финансирования проекта через АО НИФ является, в первую очередь, соответствие проекта приоритетам индустриально-инновационной политики Казахстана, а также направленность проекта на создание нового вида наукоемкой продукции (работ, услуг), либо на повышение ее технического уровня, внедрение новых и совершенствование ранее внедренных технологий.

По достижению определенных технических и финансовых показателей инновационного проекта, а также по окончании срока сотрудничества, Фонд осуществляет выход из проектных компаний, посредством реализации своей доли другим участникам проекта.

К концу 2011г. Фондом было профинансировано 9 инновационных проектов, на общую сумму 3,7 млрд. тенге. Среди успешных проектов можно выделить проект по производству удобрений из фосфорных шламов. В настоящее время построено опытное производство и налажен выпуск нескольких тысяч удобрений в год. За все время работы фонда было профинансировано порядка 50 ОКР, некоторые из которых уже сейчас востребованы и активно внедряются в производство. Примером может служить разработка ТОО «НТО Плазмотехника» новейшего поколения плазменно-топливных систем для растопки котлов теплоэлектростанций. В настоящее время данная технология внедряется на теплоэлектростанциях г. Астаны и Караганды.

В 2010 году Фонд принял к рассмотрению 21 проект на общую сумму 18 234 млн. тенге [3, с. 56]. Большая часть поданных на рассмотрение проектов относится к строительной индустрии (50% проектов). Также представлены к рассмотрению проекты в сфере альтернативной энергетики, химической и легкой промышленности. Ограничение числа профинансированных фондом проектов отчасти может быть объяснено тем обстоятельством, что фонд может финансировать в проект не более 49% от его стоимости, а оставшиеся 51% необходимо внести самому предпринимателю. Необходимость вложения на начальном этапе производства значительных средств делает недоступными услуги фонда для многих малых и средних предприятий. В отличие от фонда, большей свободой обладают венчурные фонды, которые могут финансировать в проект до 100% его стоимости в зависимости от условий соглашений о дальнейшем разделе прибыли.

Неоспоримо преимущество венчурных фондов в финансировании проектов и по сравнению с банками второго уровня. Малые наукоемкие фирмы часто не имеют достаточного имущественного залога для получения в банках кредита для развития бизнеса. Получение кредитов в банках под залог патента и промышленного образца остается для казахстанских предпринимателей недоступным.

На данном этапе фонд является партнером в четырех венчурных фондах Казахстана, созданных совместно с местными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства (АО «АИФРИ «Delta Technology Fund», АО «АИФРИ «Logycom perspective innovations», АО «Фонд Высоких технологий «Арекет», АО «АИФРИ «Сентрас»).

В первом полугодии 2010 года Фондом был осуществлен выход из капитала и закрытие двух отечественных венчурных фондов «Адвант» и «Almaty Venture Capital». Выходы и закрытие венчурных фондов обусловлены тем, что управляющими компаниями фондов осуществлены продажи портфельных компаний. Прибыль АО «НИФ» составила 58,8 млн. тенге, несмотря на убыточность двух проектов фонда «Almaty Venture Capital».

Дополнительно 295,1 млн. тенге получено Фондом от инвестиций в зарубежные венчурные фонды - Vertex III Fund L.P., Wellington Partners III Technology Fund L.P. и Mayban Jaic Asian Fund. Таким образом, в структуре прибыли Фонда от произведенных инвестиций большая доля принадлежит доходам от зарубежных инвестиций.

К 2010 году казахстанскими венчурными фондами было профинансировано 18 проектов, 4 из которых завершены [3, с.68].

Средний размер инвестиций на 1 проект составил 2,5 млн. долл. США. Для сравнения, в Европейском союзе в 2010 году венчурными фондами было инвестировано 43 млрд. евро в 5033 компании, что в среднем на 1 компанию составляет более 8 млн. евро [4, с.245]. Объем венчурных инвестиций в ряде стран (Швеция, Великобритания, Норвегия) превышают 0,5% от ВВП при среднеевропейском показателе в 0,3%.

Решающую роль при принятии решения о финансировании проекта играет признание степени его инновационности, что достигается не всегда. Так, проведенная в 2010 г. Счетным комитетом проверка показала, что казахстанскими венчурными фондами и институтами развития были допущены некоторые нарушения, которые касаются нерационального использования средств институтов развития, а также финансирования проектов, не являющихся инновационными [5, с.4]. К примеру, инвестиции АО «НИФ» в венчурный фонд АО «АИФРИ «Сентрас» в такие проекты, как «Организация производства велосипедов» и «Создание аптечной сети» были признаны не инновационными.

Не возвращены средства на сумму 247,5 млн. тенге, инвестированные венчурным фондом АО «Арекет» в сделку по приобретению облигаций АО «БТА Банк». Также, фондом допущены убытки, связанные с отказом спутника «Казсат» на сумму 7363,3 млн. тенге. Из трех проектов венчурного фонда «Адвант» два проекта так и не принесли прибыли. В сумме убытки НИФ составили 11 834,2 млн. тенге.

За период существования большинство отечественных венчурных фондов продемонстрировали низкую эффективность работы; ими были профинансированы проекты в традиционных отраслях: оптово-розничная торговля, строительство (производство щебня, железобетонных конструкций) и др., при этом не была достигнута цель по привлечению частного капитала в инновационную деятельность. По ряду проектов фондами получены убытки. Низкие показатели работы венчурных фондов могут быть объяснены бесконтрольностью использования финансовых ресурсов, т.к. АО «НИФ» проводит мониторинг венчурных фондов лишь на основе получаемых отчетов от управляющих компаний венчурных фондов, и не осуществляет функции финансового контроля и стратегической координации.

Избежать убытков в дальнейшей деятельности фонда позволит проведение более тщательной экспертизы проектов, увеличение штата специалистов НАТР. Необходимо, чтобы мониторинг осуществлялся на всех стадиях реализации проекта, должен быть разработан эффективный механизм подотчетности и контроля над проектными компаниями. Рисковый характер вложений не позволяет полностью исключить появление убытков в будущем, однако их можно значительно сократить посредством усиление контроля за проведением экспертизы и расходованием средств компаниями.

Перспективой развития института венчурного финансирования в Казахстане является развитие т.н. региональных венчурных фондов (РВФ) создание которых предусмотрено Программой развития науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годы. Объектами инвестиционной поддержки должны явиться частные предприниматели, действующие в отраслях, являющихся приоритетными для каждого региона, при этом предпочтение отдается бизнес проектам, которые только начинают стадию реализации. Планируется, что региональный венчурный фонд будет обеспечивать инновационные проекты финансовыми ресурсами в регионах на постоянной основе благодаря ежегодному привлечению частных инвесторов, капитализации средств венчурного фонда, а также в результате выходов учредителей из проектов.

 

Литература:

 

  1. Цвирко С.Э. Венчурное финансирование как фактор инновационного развития экономики России //Вестник ТГУ, №9(89), 2010. – С.149-156.

  2. Иода Е.В. Венчурное финансирование инновационной деятельности//Вестник ТГУ, №10 (78), 2009. – С.39-43

  3. Информация о деятельности АО «Национальный инновационный фонд». – Астана, 2010. – 139 с.

  4. European private equity and venture capital association: уearbook 2011. – Brussels, 2012. – 420 p.

  5. Бюллетень №23 Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. - Астана, 2010. - квартал I. – 47 с.