Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХОВ.

Автор: 
Ж. Алтаева (Тараз, Казахстан)

В казахском обществе независимо от того, кто правил им и в какой улус или жуз оно входило, как отмечали исследователи, господствовало Царство слова и Царство закона. Красноречие, основанное на богатом словарном составе, было наиболее распространенным массовым явлением в казахском обществе и считалось достоянием кочевника. Оно было и обычным инструментом общения, и средством защиты интересов на разных уровнях- от внутриродоплеменных до межулусных отношений. Важнейшие нормативы жизни и государства, властные распоряжения и акты излагались в краткой и выразительной формах, удобных для запоминания. Особое, во многом уникальное место в общей истории судебного ораторского искусства принадлежит устному красноречию биев (судей-посредников) Казахстана XVII—XIX веков. Судебные функции в Казахстане в данный период осуществлялись ханами, султанами и биями. Причем бии были не только судьями-посредниками при решении тяжб, знатоками адата (обычного права) и шариата (мусульманского права), но и очень часто выступали как политики, дипломаты, военачальники. Сердцевиной суда биев часто становилось выступление самого бия или же судебный словесный поединок между двумя биями. Великая Степь Казахии хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. С именами трех выдающихся биев: Толе би, Казыбек би и Айтеке би связана целая эпоха – полоса в Казахской степи и не только в обычно – правовой области. Они были всеказахскими государственными и судебными деятелями и авторитетами. За Толе би закрепились слова, сказанные им о себе своим детям: «Мен болсам халық үшін жүрген адаммын» - «Моя жизнь всецело посвящена народу». Айтеке би так обобщил свою жизнь: « Өмірім өзгенікі, өлім ғана өзімдікі» - « Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». Эти слова выражают идейную установку не одиночек, они представляют фундаментальный принцип идеологии власти биев в период утверждения Степной демократии и законности в ее древней форме. Отличительными особенностями ораторского искусства биев должны быть названы не только устная форма проведения суда, предполагающая речь-импровизацию, но и философичность, и аллегоричность судебных речей биев, имевших краткую и поэтическую форму, обусловленную восточной традицией словесного искусства.

Судебные решения Казыбек би, отличаясь справедливостью, афористичностью, превратились в пословицы и поговорки. В устном народном творчестве сохранилось немало ораторских изречений, определяемых емкой формулой: "Это сказано звонкоголосым Казыбеком".

В устной традиции не раз подчеркивалось, что Айтеке с детства отличался удивительной находчивостью и красноречием, поражавшими своих сородичей. Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке становится известным бием, по-настоящему народным судьей-посредником. В народной памяти запомнились и простота его речей и их подлинный гуманизм. По мнению самого бия, судья должен быть всегда на высоком нравственном уровне, тогда он оставит в душах современников и потомков яркий след своими решениями.

Роль и место казахского бия- судьи в «древней форме» отразились в кратких, выразительных и в то же время емких по содержанию формулах- выражениях: «У достойного бия - добрый мир в его сообществе», «Храбрый воин не даст врагам топтать свою землю, а бий не даст распространиться конфликтам в народе» [2,с. 35]

Суд в «древней форме» был правосудием и народным судом одновременно. Общеэтнические интересы ставились выше, чем просто нормы обычного права. «Законы обычаев – не законы, а законами являются те из них, которые выражают общие интересы». Истина и справедливость, стремление к их постижению были фундаментальными основами судопроизводства и выносимых судебных решений биев, основанных на нормах казахского права: «В красноречии важна выразительность, но ценнее – истина».

Исследователи богатого устного народного творчества казахов сходятся в том, что понятия «бий» и «оратор» на территории Великой степи казахов являются синонимами. Под бием понимали оратора, а оратор становился бием. Причем судебное «ораторство» у казахов было не столько красноречием вообще, сколько имело доказательную силу и несло содержательно-смысловую нагрузку»,- отметил К.Алимжан

ХV - ХІХ вв. – время особенного расцвета казахской литературы – известно как эпоха жырау.

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое распространение среди народа получило творчество поэтов – жырау, являющимися настоящими художниками слова. Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» - стихотворение, песнь, это прежде всего творец. В условиях кочевой жизни жырау исполняли множество общественных функций. Многие жырау, были не только поэтами, но и вождями племен, батырами, предводителями.

Казахские жырау сохранили и продолжали литературные традиции, созданные еще певцом Коркутом, Юсуфом Баласагуни в «Благодатном знании», Ахмедом Яссави в «Книге изречений», Хорезми в «Книге любви» и др.

Жырау часто выступал перед народом, воздействуя на них силой своего поэтического слова. Излюбленный жанр жырау – толгау, т.е. стихотворение – размышление. Толгау – раздумья – это обычно назидания, афоризмы. Жырау затрагивал важные общественные проблемы, выступал по вопросам морали.

К 12-14вв.относится творчество таких жырау, Асан – Кайгы, Казтуган, Допамбет, Шалкииз, Актамберды, Бухар – жырау. В их творчестве находят отражение исторические события периода становления Казахского ханства и казахского народа.

Асан Кайгы (Асан Печальный) стал легендарным народным героем, был большим мыслителем своего времени. Он мечтал о счастливом завтрашнем дне казахского народа. Жырау полагал, что на Земле, в каком – то ее уголке, существует блаженное место, где нет гнета и бедствий, холода и голода, людям живется хорошо, зовется эта замля «Жер – Уюк». Объездив на быстроногой верблюдице Жель – мая все казахские степи, горы и долины, Асан нигде не нашел счастливой обетованной страны. Смысл жизни – стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность – виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание – это положительные качества человека. Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. Асан Кайгы считал, что Жер – Уюк должен стать местом счастья и равноправия людей. И независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь как огня «ложных показаний», «дурного слова», потому что именно с ним связано «зло» на земле.

В действительности эта легенда отражала историческую ситуацию серидины 15в., когда усилились феодальные междоусобицы после распада Алтын Орда и Ак Орда. Поэтому он вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище «печальный», связанное с его мироощущением и с личной жизнью жырау.

Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах ХVв. В семье бия Ногайского улуса. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Творчество Казтугана питалось древней поэзией казахов – кочевников. Любовь к Родине, к родной земле, где жили деды и отцы, к родимому краю, где увидел свет и вырос, - основа его философско – поэтических размышлений – толгау. Творчество Казтугана раскрывает духовный мир цельного и чистого душой кочевника, живущего в тесном единении с природой. Восхищают богатство и щедрость фантазии поэта.

Казтуган – жырау – один из первых создателей самобытной казахской поэзии. До нас дошла лишь небольшая часть поэтического наследия Казтугана, где отражены его отдельные этико – педагогические идеи.

Произведения Шалкииз- жырау отличались глубоким эмоциональным воздействием, остротой и мелодичностью, лаконичностью, красотой и мелодичностью. Вего творчестве нашли отражения философия жизни простого средневекового кочевника, его понятия о морали и этике. Он считал, что в мире нет ничего вечного и постоянного. По утверждению жырау, человеческие качества кроются не в происхождении, не в положении, которое человек занимает в обществе, а в нем самом, в его личностных качествах.

Шалкииз Тиленшиулы анализирует целое учение о "достойном" (жаксы) и "недостойном" (жаман). Эти две философско-этические категории характеризуются как принциниально несовместимые.

Хорошие люди - гора, куда не взлетает сова.

Умрут - но хорошие остаются их слова.

А людям плохим - так я думать привык -

Самим же во вред их болтливый язык.

Пронырливость лисья - плохая игра.

Не может она довести до добра.

 

Шалкииз-жырау описывает современную ему жизнь, преломляя ее через призму своих идеалов и чаяний. Справедливостъ - это достоинство, и поэтому общество должно быть построено на этом нринципе. Ценностъ поэтического наследия Шалкииза - в отражении реалий казахского государства того времени, но не менее ценна и его личная оценка событий своей богатой жизни.

Героическая поэзия средневековых жырау отражала боръбу за независимость нротив иноземных захватчиков, обогащая содержание толгау конкретными фактами богатой национальной истории. Шалкииз Тиленшиулы как жырау среднетюркской эпохи создал яркие портреты реальных исторических героев - казахского института батыров, политических деятелей.

Следует отметить, что именно они, жырау, поэты- батыры, поэты- импровизаторы, являлись носителями идеологии Независимости и Свободы, Героизма и Патриотизма, духовными пастырями нации, ваятелями степной морали и права.

 

Литература:

1.Адамбаев Б. Понятие «шешен-оратор» вошло в словарный состав.

2. Ахмеджанова Г. Социальное и правовое положение биев в общественно –

политическом строе казахов. Фемида, 2008, № 9,с.35.

3. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.

4. Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2010.

5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011

Научныйруководитель:

старший преподаватель Калымбетова Н.П.