Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Автор: 
Валерия Гречка (Никополь, Украина)

Постановка проблемы. На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. К сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1-2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке.

Современные исследователи говорят о необходимости разработок особых методик и моделей обучения, становлению билингвизма у одноязычных детей, модели многоязычного обучения, направленные на сохранение языка национального меньшинства или же модели, переучивающие с языка эмигрантов на язык большинства в соответствии с разнообразными подходами к организации обучения.

Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в знаниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком.

Цель статьи – изучить существующие методики обучения английскому языку в школе, позволяющие при использовании реализовать основные цели обучения на разных его стадиях.

Коллективом кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государственного педагогического института в течение ряда лет велась разработка принципов коммуникативной методики. Как показала практика ее использования, она обеспечивает не только усвоение иностранного языка как средства общения, но и развитие всесторонних качеств личности учащихся.

Коммуникативный метод стал основой для создания учебников по английскому языку в средней школе. В структуру коммуникативного метода входят познавательный, развивающий и обучающий аспекты, которые направлены на воспитание учащегося. [3, с. 44] Среди основных методических принципов коммуникативной методики можно выделить такие, как:

  • принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры через общение;

  • принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры;

  • принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры;

  • принцип системности в организации обучения иностранным языкам;

  • принцип индивидуализации в овладении иностранным языком;

  • принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком;

  • принцип функциональности в обучении иностранному языку;

  • принцип новизны в обучении иностранным языкам.

Все указанные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование прилагаемой системе предполагает их соблюдение и комплексное применение.

В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Это понятие было сформулировано в контексте программы перестройки образования, предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, которая возникла как результат объединения гуманитарно-художественного и научно-технического направлений в образовании. Проектная культура является как бы той общей формулой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления и которая определяется как проектирование. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы. Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. Проектный метод активно включается и в обучение иностранным языкам.

Ярким примером применения проектного метода является учебник «Project English», опубликованный в 1985 году издательством Оксфордского университета. Автор курса – Т.Хатчинсон, специалист в области коммуникативного обучения грамматике.

Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной методики, являются:

  • принцип сознательности;

  • принцип доступности;

  • принцип активности;

  • принцип коммуникативности;

  • принцип систематичности;

  • принцип самостоятельности.

Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны. Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним задач, а принципы, на которых базируется данная методика, делают обучение по ней возможным для любого возрастного контингента. [1, с. 87]

В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалистов. Также актуальна она и для обучения иностранным языкам. Поиски оптимальных путей решения этого вопроса, вызвали еще в конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия появление интенсивного метода, в основе которого лежит суггестивное воздействие на учащихся. [1, с. 60]

Суггестопедическое направление появилось в связи с попыткой болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резервных психических возможностей в учебном процессе, в частности, при обучении иностранным языкам. Идеи Г. Лозанова явились отправным пунктом для построения ряда методических систем интенсивного обучения иностранным языкам. Первоначально модель интенсивного обучения иностранным языкам разрабатывалась для применения взрослого контингента обучаемых в условиях краткосрочных курсов, но в дальнейшем опыт успешной реализации интенсивного метода обучения и в иных условиях был положительным.

В настоящее время интенсивное обучение иностранным языкам реализуется в различных развивающихся, вновь создающихся и действующих методических системах. Это обусловлено многообразием конкретных целей обучения иностранному языку различного контингента обучаемых, а также многообразием условий обучения (сетка учебных часов, их количество, наполняемость учебной группы).

Наиболее известным в настоящее время является метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской. В методе активизации наиболее ярко и полно отражена концепция интенсивного обучения иностранному языку. [4, с. 62]

В основе интенсивной методики обучения иностранному языку лежат такие принципы, как:

• принцип коллективного взаимодействия;

• принцип личностно-ориентированного общения;

• принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса;

• принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса;

• принцип полифункциональности упражнений.

Все пять вышеуказанных принципов интенсивного обучения иностранным языкам обеспечивают четкую взаимосвязь учебного предмета и учебной деятельности и тем самым способствуют эффективной реализации целей обучения.

Деятельностная методика обучения английскому языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностной методикой. Работа велась под руководством профессора П.Я.Гальперина и доцента И.И. Ильясова.

По сути, деятельностная методика соотносима с деятельностным подходом, в основе которого лежит идея об активности познающего объекта, об обучении как активной, сознательной, творческой деятельности. Данная методика предполагает обучение общению в единстве всех его функций: регулятивной, познавательной, ценностно-ориентационной и этикетной. Она может использоваться как в работе с взрослым контингентом, так и в средней школе.

Деятельностную методику сочли возможным использовать в старших классах общеобразовательной школы, исключая младшие классы, поскольку одним из принципов этой методики является принцип необходимости логического мышления. [2, с. 81] Кроме него, сформулированы еще такие принципы, как:

• принцип активности;

• принцип первичного овладения языковыми средствами;

• принцип использования речекоммуникативных единиц.

Как видно из вышеперечисленного, деятельностная методика имеет ряд специфических средств, присущих ей одной. И если предыдущие методики могут использоваться с детьми на начальной ступени обучения, то в этой методике такой возможности нет. [1, с. 109]

В заключение добавим, что методики, описанные выше, можно подвести под один заголовок: «Лучшее обучение общению – это общение».

Литература:

  1. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

  2. Шубин Э.П. Основные принципы обучения иностранным языкам. - М., 1963.

  3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989г.

  4. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. – М., 1986г.

Научный руководитель:

 

преподаватель Чумак Виктория Валериевна.