Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

структура и лексическая наполненность «очистительных» обрядов, сопровождающих приход человека в этот мир

Автор: 
Инна Цвырова (Россия, Курск)

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком – будь то рождение, смерть или болезнь – подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей [2].

Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть, поэтому очищающие от темной силы обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных».

Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго до разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца. В древние времена на Руси покровительницами рожениц считались святая Анастасия Узоразрешительница и святая Анна, в день памяти которой (22 декабря) беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой [7].

Люди верили, что облегчение родильнице могла принести такая молитва: "Господь со мною, Господь оберегает меня, рабу твою (имярек), во дни и в нощи и на всякий час! Прошу и молю тя, Господи, через муку Твою святую, которую претерпел нас ради грешных, и кровь святую праведную юже излиял! Святой Пророче Предтече Господень Иоанн и все святые! Молите о мне, грешной, милостивого Бога дати ми дитя породить" [10].

По наступлении родов женщина прощалась с домочадцами и оставалась только с бабкой-повитухой (женщиной, которая принимала роды и выполняла обязанности окушера-гинеколога и медсестры). В день родов к роженице приходили близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считались опасными для всех остальных, так как они присутствовали при «греховном событии» – рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов.

Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде роженицы и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики. Если женщина сильно и долго мучилась, зажигали венчальные свечи перед образами, трижды водили вокруг стола, а мужа заставляли песок боронить. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном "Горим! Пожар!". Если женщина мучилась родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен. После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем [10].

При рождении девочки воду после первого купанья часто выливали в малинник, так как малина у славян символизировала красоту. До сих пор сохранилось в языке выражение: "Не девка – малина!". После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как бы прилюдно признавал своим детищем [6].

Как только выполнены были все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашал священника, который окроплял святой водой дом, комнату ребенка, читал молитвы очищения для матери, ребенка и отдельно для женщин, которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны были дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначался день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивалась. Так завершался первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Деток родить – не веток ломить. Горьки родины, да забывчивы [10].

Следом наступал второй этап очищения младенца и матери. Заключался он в мытье матери и ребенка в бане. Нужно заметить, что в некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где женщина-повитуха совершала обряд очищения.

Начинали всегда с ребенка. Прежде чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли растягиванием). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой «массаж» улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность [2].

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и наоборот – левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто: там, где право, находится лево, а там, где верх, находится низ. Следовательно, новорожденный, пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (браги, настойки или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма.

Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения, то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи – ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно в течение недели (иногда дольше). На этом «очистительные» обряды завершались [2].

Таким образом, рассмотрев структуру и лексическую наполненность «очистительных» обрядов, сопровождавших в древние времена рождение ребенка на Руси, мы обнаружили следующие характерные особенности:

  1. рождение ребенка издревле считалось очень важным событием не только для отца и матери, но и для всех жителей поселения;

  2. «очистительные» обряды совершались как над младенцем, так и над его матерью. У наших предков существовало поверье, что ребенок является носителем нечистой силы, а его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между явленным и нечистым мирами;

  3. исследуемые обряды являются абсолютным отражением исторически сложившихся представлений русского народа о приходе человека в этот мир и имеют огромную культурную и этническую ценность.

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.: ил.

2. Блог о всемирной истории 2006-2013 / Электронный ресурс/ http://history.ya1.ru/?p=200

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских преданий. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 672 с.: илл.

4. Жизнь современной женщины. Россия 2011 – 2013 / Электронный ресурс/ http://www.alegri.ru/fyen-shui/primety-i-sovety/rozhdenie-rebenka-primety-i-obrjady-svjazanye-s-rozhdeniem-rebenka.html

5. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен / И.Е. Забелин. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.: ил.

6. Истоки Руси – Традиции, обряды народов России – Русские обряды и обычаи / Электронный ресурс/ http://istokirusi.ru/russkie-obryadyi-i-obyichai

7. История древней Руси. Россия – 2009/ Электронный ресурс/ http://kulturarusi.ru/rozhdenie-rebenka-na-rusi-obyichai-i-pred/

8. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь русского народа / Н.И. Костомаров. – М.: Эксмо, 2008. – 672 с.: ил.

9. Русские обряды на рождение ребенка/ Практическая магия «Млечный Путь». Россия – 2013 / Электронный ресурс/ http://mlput.com/otvorot-zagovor-obryad/258-russkie-obryady-na-rozhdenie-rebenka.html

10. Энциклопедия обрядов и обычаев. Глава 3. В круге жизни: обряды и обычаи. Рождение ребенка / Электронный ресурс/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Obrjads/Obrjad_14.php

 

Научный руководитель:

 

кандидат филологических наук Степанова Надежда Сергеевна.