Автор:
Раушан Джаниева, Айгуль Сабитова, Салтанат Балгожина (Кокшетау, Казахстан)
Высокие требования к обучаемому уже сегодня зачастую находятся на пределе возможностей человека. Традиционная система образования в силу своей инерционности очень слабо приспособлена к условиям быстропротекающих технологических изменений в обществе. Поэтому многие страны начинают широко привлекать в систему образования новые информационные технологии, методы и средства обучения. Система образования должна стать открытой, способной предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющей учиться непрерывно, обеспечивающей возможность широким слоям населения получения высшего и дополнительного образования. Широкое развитие дистанционной системы обучения позволит осуществить поставленную ООН задачу: перейти от концепции «образование – на всю жизнь» к концепции «образование – через всю жизнь».
Целью создания и развития системы дистанционного обучения является предоставление самым широким кругам населения, проживающих в любых регионах, равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и учебного потенциала ведущих университетов и академий.
Система дистанционного образования позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин.
Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Обучающийся обретает уверенность и испытывает положительные эмоции от возможности пользоваться современными достижениями техники и обширными информационными ресурсами.
Существенным достоинством дистанционного обучения является возможность индивидуализации учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения.
За короткий исторический период обретения независимости Казахстан интегрируясь в мировую цивилизацию, используя прогрессивные технологии, добился значительных успехов в экономике. В связи с этим возрастает роль и значение образования, как сферы, ответственной за формирование интеллектуальной мощи и развития человеческого капитала страны.
В современной экономике важную роль играют не столько материальные товары и услуги, сколько «интеллектуальный потенциал». Способность казахстанцев поддерживать современную и эффективную систему образования¸ повышать интеллектуальный компонент рабочей силы путем обучения становятся критически важными для конкурентоспособности.
Начали проявляться такие особенности дистанционного обучения:
-
Гибкость, когда студент не сидит в аудитории шесть часов ежедневно, а может учиться согласно выбранных им времени и заниматься, сколько ему необходимо.
-
Параллельность, когда можно сочетать учебу с работой.
-
Асинхронность, когда студенту и преподавателю необязательно одновременно быть в аудитории.
Такие принципы системы дистанционного обучения как мобильность, рентабельность, не критичность к расстоянию, времени и конкретному образовательному учреждению, гуманистичность повышают либеральность образовательного процесса и воспитывают обучающегося к свободе мышления, к творческому подходу к делу, усиливается ответственность за результаты обучения, прагматизм, экономичность в использовании своего времени, которые так необходимы деловому человеку.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050» поставил крайне актуальную задачу: активно «развивать онлайн-системы образования». Сейчас в мире происходит новый прорыв в образовательных технологиях. В условиях информационного общества современные технологии дистанционного обучения позволяют модернизировать высшее образование. Дистанционное обучение открывает новые возможности для повышения квалификации в течение всей жизни.
Важная задача – принять решительные меры по развитию национальной системы дистанционного онлайн-обучения. Это вопрос и национальной безопасности, и конкурентноспособности в открытом мире.
По Госпрограмме развития образования предусмотрено к 2015 году создать университетские порталы по образцу ведущих зарубежных вузов, а к 2020 году обеспечить 100-процентный доступ вузов к широкополосному Интернету и по мере их технической подготовленности подключить к республиканской межвузовской электронной библиотеке. А интернет-сайты многих вузов требуют модернизации, наполнения актуальным контентом. Электронные каталоги библиотек вузов нередко еще далеки от совершенства, как и скорость передачи по Интернету.
В Стратегии «Казахстан - 2050» отмечается, что мы «вполне можем активно участвовать в масштабных международных научно-исследовательских проектах. …Наша цель – стать частью глобальной технологической революции». Это следует учитывать и активно развивать, поощрять международные программы, проекты в научной сфере.
Литература:
-
Самойленко О.М. // Самойленко О: Научно-педагогический журнал «Білім. Образование», № 4 (63), 2012. – 46 с.
-
Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 2005. – 336 с.
-
Мадиев У.К. Статистика, учет и аудит, № 4 (25), 2006. – 3 с.
-
Нарикбаев М., Казахстанская правда № 50-51, 09.02.2013. – 7 с.
-
Аймагамбетов Е., Казахстанская правда № 32, 13.01.2010. – 5 с.
-
Бычкова С.С., Профессионал Казахстана, № 11, 2010. – 53 с.
-
Сорокина А.К., Профессионал Казахстана, № 6, 2011. – 33 с.
-
Сахипов Н.Г. // Вестник КазНУ, № 4, 2010.
-
Жубаниязова А.Ж., Учитель Казахстана, 30 апреля-1 мая, 2010. – 3 с.
-
Ибышев Е.С., Курс, 25.07.2013. – 5 с.