Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Вера Омарова, Раиса Демиденко, (Павлодар, Казахстан)

Проблема создания системы подготовки педкадров сформировалась в последние десятилетия под воздействием коренных изменении, происшедших в социальном статусе образования, в его роли в цивилизационном и экономическом современном развитии в мире и в Казахстане.

Главные параметры этих изменений в системе подготовки педкадров:

  • усиление роли широкой фундаментальной образовательной подготовки, обеспечивающей потенциал будущего самообучения и профессиональной адаптации;

  • интеграция образования, науки и промышленности (кооперативное образование);

  • интеграция средней и высшей школы в форме образовательных консорциумов разного типа (примером могут служить, такие процессы в Германии и Франции);

  • усиление роли образования в экономике развитых стран как неотъемлемого движителя капитала (появление «горячих», квалитативных экономик с высшим уровнем востребования образования и науки);

  • становление системы непрерывного образования.

Современный мир характеризуется как «мир изменений», который потребовал адекватного себе человека, обладающего высоким потенциалом образования и научного освоения реалий мира, потенциалом самосовершенствования, самообразования, саморазвития с учетом быстрой динамики изменений в экономике, науке, культуре, в социуме и политике, во взаимоотношениях с природой.

Традиционная система профессиональной подготовки педкадров характеризуется излишней дифференцированностью, недостаточной мобильностью и вариативностью, дублированием содержания на разных ступенях образования, преимущественной ориентацией на изучение конкретных технологий и процессов, не обеспечивает соответствия качества образования требованиям перспективного развития.

На смену узкоспециализированному профессионализму приходит проблемно-ориентированный профессионализм, профессионализм с универсальной фундаментальной подготовкой, обеспечивающей высокий потенциал самообучения, переквалификации, смены профессий, без него невозможна профессиональная адаптация человека в «мире изменений».

При этом «маршрут карьеры» (как «вертикальной», так и «горизонтальной» карьеры) связан с ростом профессионального универсализма и гибкости. Узкоспециализированный профессионализм не исчезает, но требования к нему формируются в рамках парадигмы универсального, проблемно-ориентированного, энциклопедического профессионализма.

Все это требуют изменений в структуре самих педагогических специальностей, в конечных результатах, в содержании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Проблема упорядочивания номенклатуры специальностей как проблема ее проектирования в контуре долгосрочного управления развитием системы образования в Казахстане становится важнейшей задачей прикладного направления науки об образовании.

Подготовка педагога должна строится с ориентацией на опережение с учетом ближайшей и отдаленной перспектив его деятельности.

Ближайшая перспектива отражает потребность подготовки педагога к решению задач модернизации казахстанского образования, обеспечению перехода на 12-летнее образование, и позволяет выделить ориентиры опережения – готовность активно осуществлять педагогическую деятельность, способность проявлять компетентность при осуществлении данной деятельности.

Цель опережения: создание организационных и педагогических условий для эффективной системы подготовки педагогических кадров для работы в 12-летней школе.

Задачи опережения:

  • обновление содержания и организации подготовки педагогических кадров с учетом перехода на 12-летнее образование;

  • разработка диверсифицированных учебных планов и программ на основе дифференциации требований к подготовке педагогических кадров для 12-летней школы с учетом институционального уровня вариативной образовательной системы профильного обучения, который определен многообразием и разноуровневостью учебных заведений, дающих общее среднее образование в 11-12 классах, и представлен видовым разнообразием: общеобразовательные школы, гимназии (1-12 классы), академические лицеи (5-12 классы), профильные школы (11-12 классы), сетью специализированных организаций образования;

  • совершенствование методики и технологии обучения будущих учителей и с учетом требований, предъявляемых к организации педагогического процесса в 12-летней школе;

  • развитие научно-педагогической деятельности студентов и преподавателей вуза по проблемам 12-летней школы.

Отдаленная перспектива определяется ролью педагога как носителя опыта творческой самореализации в профессиональной деятельности, способного брать ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия.

Опережающая профессиональная подготовка педагога в вузе направлена на освоение компетенций, необходимых выпускнику вуза для активной профессиональной деятельности как на ближайшую, так и отсроченную перспективу.

Неразработанность системы профессионально-педагогических компетенций является основной методологической проблемой имеющихся профессиональных стандартов. В связи с этим возникает потребность в описании основных педагогических компетенций в ГОСО и в разработке паспорта компетенций – обоснованной совокупности требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения образовательной программы выпускниками педвузов.

Создавая ГОСО ВПО нового поколения, надо стремиться к тому, чтобы высшее педагогическое образование работало на будущее и в силу этой своей миссии должно опережать систему требований, предъявляемых «здесь и сейчас».

В профессиональной подготовке учителей в настоящее время основное внимание уделяется специальной подготовке – в процентном соотношении почти в 2 раза больше по сравнению с Англией и США. В то же время, на психолого-педагогические дисциплины тратится в два с половиной раза меньше.

В рамках новой парадигмы науки об образовании происходят изменения и в структуре организаций педагогического знания: увеличивается полиструктурность педагогического знания.

Пора в содержании подготовки будущих учителей кроме традиционной дисциплины «Педагогика школы» включить еще ряд педагогических дисциплин таких, как:

  • философия образования;

  • теория образовательных экспериментов и реформ;

  • образовательная инноватика;

  • квалитология образования (наука о качестве образования) и квалиметрия образования, психология образования, социология образования, экономика образования;

  • теория фундаментализации образования;

  • человековедческие основы образования;

  • образовательная этика и образовательная эстетика;

  • образовательная эргономика;

  • наука об управлении образовательными системами (включая образовательный маркетинг и образовательный менеджмент);

  • образовательная системогенетика (теория образовательных циклов);

  • история образовательных систем в мире;

  • этнология образования;

  • образовательная стандартология;

  • андрогогика и др.

Основные направления подготовки должны обеспечивать современный уровень знаний в области системологии образования, социологии образования, образовательной регионалистики, психологии образования, квалиметрии образования, проектирования программ образования, образовательной инноватики, философии образования и т.д.

Общая тенденция в определении содержания подготовки учителей будущего — рост «наукоемкости» самой науки об образовании, расширение интеграционных, междисциплинарных связей.

Основными элементами системы опережающей подготовки педкадров должны стать:

  • построение нового содержания;

  • новая организация образовательного процесса;

  • активное включение работодателей в процесс подготовки учителя;

  • интеграция науки и образования;

  • интернационализация образования и непрерывное повышение квалификации.

Модель новой организации образовательного процесса характеризуется такими параметрами, как нелинейность, мобильность, ориентация на выстраивание студентами индивидуальных образовательных маршрутов. Организационно она обеспечивает переход на технологию индивидуально ориентированного и проектно-деятельностного обучения.

Педагогический смысл такой организации и содержания подготовки состоит в осуществлении перехода с познавательно-предметного на познавательно-методологически-развивающий тип образования как отражающий трансформации, происходящие в образовании.

Должна быть разработана и предложена педагогическому сообществу новая организационная форма объединения образовательных и научных учреждений в системе педагогического образования – сетевой консорциум. Создание сетевого взаимодействия педагогических вузов позволит повысить эффективность и качество подготовки педагогических кадров, значительно повысит академическую мобильность студентов и преподавателей внутри сети.

Одним из ключевых моментов, определяющих решение стратегических задач, является обеспеченность образования новым поколением педагогических кадров, лидеров образования, нацеленных не столько на трансляцию известного опыта и технологий, сколько на разработку и внедрение новых образцов педагогической деятельности, выполненных на уровне лучших мировых стандартов, а также способных быстро адаптироваться в условиях инновационного обновления в образовании. Предлагаем введение междисциплинарной научной специальности «Управление в социальных и экономических системах в образовании».

 

Таковы некоторые проблемы педагогического образования. Необходима разработка новой идеологии в подготовке педагогических кадров, кардинальная модернизация педагогического образования, разработка «Программы развития непрерывного педагогического образования в Казахстане» на ближайшее десятилетие, предусматривающую решение ряда проблем, возникающих в ходе динамичного индустриально-инновационного развития страны.