Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Автор: 
Галина Ткач (Павлодар, Казахстан)

Процессы, происходящие в современном обществе в эпоху информатизации, выдвигают в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования информатизации воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

На смену традиционным методам преподавания пришли интерактивные технологии. Не так давно преподаватели объясняли материал, сидя за своим рабочим столом, либо работали у доски, либо свободно перемещались по классу в процессе изложения учебного материала. В качестве наглядного материала использовались изображения, сделанные на доске мелом, плакаты, слайды. Но эти методы устарели, и требуется новый подход к демонстрации визуальных материалов. Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

Сегодня такие традиционные инструменты работы преподавателя и ученика, как доска, мел, ручка, тетрадь, предстают в новом исполнении посредством интерактивной доски. Педагогические возможности электронной доски, как средства обучения, намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

  1. Объяснения нового материала или инструктирования класса.

  2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.

  3. Обобщения и закрепления изученного материала.

  4. Контроля знаний, тестирования.

  5. Проверки домашнего задания.

Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологии. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.

Образовательный стандарт начальной школы в Республике Казахстан пока не декларирует идею начала изучения информатики в первом классе, но тенденции снижения стартового возраста в обучении информатике школьников реализуются сегодня не только в многочисленных научных исследованиях, но и в руководящих методических и административных документах. Можно выделить две задачи обучения информатике в школе: формирование стиля мышления учащихся и совершенствование частных предметных методик. При этом можно отметить, что формирование мышления – одна из основных функций школы, так как мышление ученика начинает складываться в начальной школе.

В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, а также должны иметь представление о нем, уметь работать, пользоваться мультимедийной техникой. Введение с первого класса предмета информатики предоставляет возможность рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на вычислительной машине. Считается возможным обучение детей информатике в возрасте от шести лет, если это обучение не ограничивает творческих способностей детей.

Одной из задач курса «Информатика» в младшей школе является формирование алгоритмического мышления. В результате исследования была разработана методика, которая позволит решить данную задачу. Осваивая этот курс, младшие школьники должны приобрести такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи.

При разработке методики проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся, было изучено понятие мышления ребенка и особенности его развития. В ходе разработки было принято решение о реализации методики в начальной школе, потому что в начальной школе формируется мышление в целом. Методика включает в себя: календарно – тематическое планирование и поурочное планирование (для первых, вторых, третьих и четвертых классов). Для каждого урока разработан комплекс флипчартов. Флипчарты разработаны с помощью программного обеспечения ActivInspire. Также разработан и проанализирован дополнительный материал для учителя.

Цель методики: развитие алгоритмического мышления у младших школьников.

Задачи методики:

  1. Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

    • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»;

    • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

    • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

    • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

  2. Расширение кругозора в различных областях знаний, тесно связанных с информатикой.

  3. Формирование у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач, такими как: абстрактно-логические и задачи с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей.

Можно отметить, что появление информатики в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в младшем школьном возрасте у детей складывается свой стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи - формирование алгоритмического стиля мышления учащихся, которые начинают знакомство с миром информационного общества.

Разработанный комплекс флипчартов для интерактивной доски делает процесс обучения детей привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время. В совокупности это помогает создавать динамические уроки.

Таким образом, приемы работы с интерактивной доской предоставляют учителю и обучающимся уникальное сочетание интерактивных и традиционных методов организации учебной деятельности. Но, безусловно, сама интерактивная доска не творит чудеса; поэтому к урокам нужно готовиться более тщательно, создавать компьютерные модели уроков. А интерактивная доска позволит сделать эти модели рабочими в интерактивном режиме. Использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять время урока. Также интерактивная доска повышает мотивацию обучающихся и делает обучение интересным и творческим процессом, что является непременным условием повышения качества образования.

Литература:

  1. Батрашина Г.С. Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы / Информатика и образование.-2007. №9. – С.7-23.

  2. Софронова Н.В. Особенности преподавания пропедевтического курса информатики в начальной школе/ Педагогическая информатики, 2004. - №3. – С. 10-16.

  3. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

  4. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения//Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10.

  5. Электронные интерактивные доски SmartBoard – новые технологии в образования. -/ http://www.smartboard.ru/