Автор:
Анна Клименко (Костанай, Казахстан)
Проблема изучения личности учителя, его педагогической деятельности – это одна из центральных проблем в психологической науке.
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие современной молодежи, а также развитие государства в целом, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.
Исследователи психологии труда учителя [1], [2], считают, что основным в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность его деятельности. Именно педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду. Формирование педагогической направленности зависит от многих факторов. Одним из факторов, влияющих на педагогическую направленность учителя, на наш взгляд, является его самооценка.
Целью нашего исследования было изучить характер влияния самооценки учителя на его педагогическую направленность. Исследование проводилось в школе № 2 города Костаная вне учебных занятий. Испытуемые – учителя-предметники, в количестве 40. Возрастной диапазон от 25 до 57 лет. Стаж работы от 7 до 25 лет. Для изучения самооценки была использована методика изучения самооценки личности (С.А. Будасси). Для изучения профессиональной, педагогической направленности учителя мы использовали следующие методики: 1.Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Рогов Е.И.).
2. Ориентировочная анкета (В.Смекалова и М Кучера).
Результаты исследования самооценки у учителей по методике С.А. Будасси представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень самооценки учителя по методике С.А.Будасси
№
п/п
|
Испытуемый
|
Стаж работы
|
Возраст
|
Коэффициент
ранговой корреляции
|
Уровень самооценки
|
1
|
Р.Е
|
7
|
31
|
0,69
|
высокий
|
2
|
М.А
|
25
|
48
|
0,34
|
средний
|
3
|
В.Т
|
7
|
33
|
0,6
|
высокий
|
4
|
А.П
|
25
|
53
|
0,5
|
средний
|
5
|
Л.Д
|
10
|
40
|
0,77
|
высокий
|
6
|
Ч.В
|
10
|
35
|
0,25
|
низкий
|
7
|
Щ.Н
|
27
|
50
|
0,51
|
средний
|
8
|
А.Е
|
25
|
49
|
0,35
|
средний
|
9
|
Е.К
|
10
|
34
|
0,67
|
высокий
|
10
|
М.П
|
7
|
29
|
0,33
|
средний
|
11
|
А.Е
|
15
|
47
|
0,35
|
средний
|
12
|
С.В
|
13
|
40
|
0,20
|
низкий
|
13
|
Ф.И
|
20
|
46
|
0,85
|
высокий
|
14
|
К.Е
|
20
|
45
|
0,45
|
средний
|
15
|
П.П
|
18
|
42
|
0,12
|
низкий
|
16
|
К.Н
|
23
|
48
|
0,6
|
средний
|
17
|
Б.Н
|
17
|
39
|
0,86
|
высокий
|
18
|
Ч.О
|
12
|
38
|
0,74
|
высокий
|
19
|
К.В
|
10
|
36
|
0,12
|
низкий
|
20
|
У.П
|
17
|
40
|
0,20
|
низкий
|
21
|
Е.Ш
|
20
|
50
|
0,12
|
низкий
|
22
|
Ш.Г
|
12
|
35
|
0,25
|
средний
|
23
|
Я.У
|
9
|
31
|
0,33
|
средний
|
24
|
Ж.Д
|
15
|
38
|
0,42
|
средний
|
25
|
И.Е
|
20
|
50
|
0,65
|
высокий
|
26
|
И.Е
|
15
|
45
|
0,35
|
средний
|
27
|
Е.Г
|
25
|
47
|
0,97
|
высокий
|
28
|
З.Ш
|
22
|
46
|
0,49
|
средний
|
29
|
М.Е
|
20
|
43
|
0,68
|
средний
|
30
|
О.Л
|
15
|
40
|
0,5
|
средний
|
31
|
М.А
|
14
|
38
|
0,35
|
средний
|
32
|
Е.О
|
10
|
33
|
0,25
|
низкий
|
33
|
И.П
|
12
|
36
|
0,24
|
низкий
|
34
|
К.Т
|
7
|
30
|
0,35
|
средний
|
35
|
В.К
|
20
|
47
|
0,7
|
высокая
|
36
|
М.В
|
20
|
45
|
0,83
|
высокая
|
37
|
К.И
|
10
|
35
|
0,56
|
средний
|
38
|
И.Н
|
17
|
40
|
0,23
|
средний
|
39
|
Б.О
|
14
|
38
|
0,56
|
средний
|
40
|
М.А
|
12
|
35
|
0,45
|
средний
|
По результатам, представленным в Таблице 1, можно сказать, что в нашей выборке присутствуют учителя с высокой, средней и низкой самооценкой. Средний уровень самооценки у 21 испытуемого (52 %), что говорит о ее адекватности. Высокий уровень самооценки имеют 10 человек (25%). Низкий уровень самооценки имеют 8 человек (20%) из общей выборки. В целом по нашей выборке 45% испытуемых обладают неадекватной самооценкой, либо завышенной, либо заниженной, и 52% испытуемых имеют адекватную самооценку.
Результаты изучения профессиональной направленности личности учителя по методике Рогова Е.И. представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Оценка профессиональной направленности личности учителя
(по методике Рогова Е.И.)
№ п/п
|
Испытуемый
|
Стаж работы
|
Возраст
|
Шкалы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Р.Е
|
7
|
31
|
5
|
9
|
10
|
5
|
7
|
2
|
М.А
|
25
|
48
|
8
|
5
|
5
|
8
|
9
|
3
|
В.Т
|
7
|
33
|
5
|
5
|
8
|
8
|
5
|
4
|
А.П
|
25
|
53
|
10
|
7
|
7
|
5
|
8
|
5
|
Л.Д
|
10
|
40
|
10
|
5
|
5
|
7
|
8
|
6
|
Ч.В
|
10
|
35
|
8
|
4
|
4
|
5
|
8
|
7
|
Щ.Н
|
27
|
50
|
8
|
9
|
10
|
7
|
10
|
8
|
А.Е
|
25
|
49
|
7
|
7
|
5
|
8
|
8
|
9
|
Е.К
|
10
|
34
|
8
|
9
|
7
|
5
|
5
|
10
|
М.П
|
7
|
29
|
10
|
5
|
5
|
4
|
5
|
11
|
А.Е
|
15
|
47
|
7
|
8
|
5
|
5
|
7
|
12
|
С.В
|
13
|
40
|
5
|
5
|
4
|
7
|
7
|
13
|
Ф.И
|
20
|
46
|
10
|
5
|
5
|
7
|
8
|
14
|
К.Е
|
20
|
45
|
7
|
5
|
10
|
5
|
4
|
15
|
П.П
|
18
|
42
|
2
|
5
|
3
|
7
|
5
|
16
|
К.Н
|
23
|
48
|
8
|
8
|
9
|
8
|
9
|
17
|
Б.Н
|
17
|
39
|
8
|
8
|
5
|
2
|
5
|
18
|
Ч.О
|
12
|
38
|
5
|
8
|
5
|
2
|
7
|
19
|
К.В
|
10
|
36
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5
|
20
|
У.П
|
17
|
40
|
1
|
5
|
2
|
6
|
4
|
21
|
Е.Ш
|
20
|
50
|
4
|
4
|
5
|
7
|
5
|
22
|
Ш.Г
|
12
|
35
|
5
|
5
|
4
|
5
|
7
|
23
|
Я.У
|
9
|
31
|
8
|
8
|
5
|
8
|
4
|
24
|
Ж.Д
|
15
|
38
|
8
|
9
|
4
|
5
|
4
|
25
|
И.Е
|
20
|
50
|
8
|
8
|
4
|
5
|
3
|
26
|
И.Е
|
15
|
45
|
5
|
4
|
3
|
7
|
7
|
27
|
Е.Г
|
25
|
47
|
4
|
8
|
10
|
8
|
8
|
28
|
З.Ш
|
22
|
46
|
5
|
6
|
6
|
6
|
4
|
29
|
М.Е
|
20
|
43
|
6
|
6
|
8
|
9
|
8
|
30
|
О.Л
|
15
|
40
|
7
|
7
|
5
|
5
|
4
|
31
|
М.А
|
14
|
38
|
8
|
6
|
7
|
7
|
7
|
32
|
Е.О
|
10
|
33
|
2
|
8
|
2
|
2
|
8
|
33
|
И.П
|
12
|
36
|
2
|
8
|
3
|
5
|
8
|
34
|
К.Т
|
7
|
30
|
5
|
8
|
8
|
7
|
9
|
35
|
В.К
|
20
|
47
|
5
|
5
|
7
|
8
|
8
|
36
|
М.В
|
20
|
45
|
8
|
8
|
7
|
8
|
9
|
37
|
К.И
|
10
|
35
|
5
|
5
|
4
|
8
|
8
|
38
|
И.Н
|
17
|
40
|
5
|
8
|
7
|
8
|
7
|
39
|
Б.О
|
14
|
38
|
2
|
5
|
9
|
5
|
8
|
40
|
М.А
|
12
|
35
|
8
|
9
|
10
|
5
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: 1- организованность, 2- направленность на предмет. 3-коммуникабильность, 4- мотивация одобрения, 5 – интеллигентность.
Из Таблицы 2 видно, что 20 учителей, в нашей выборке, имеют ярко выраженную направленность педагогической деятельности по шкале «организованность», что составляет 50%; у 19 учителей - по шкале «направленность на предмет», что составляет 47,5%; 15 учителей - по шкале «коммуникатор» (37,5%); по шкале «мотивация одобрения» - 19 учителей (47,5%); 25 учителей - по шкале «интеллигентность», что составляет 62,5% от общей выборки испытуемых.
Были проанализированы средне выборочные значения по шкалам профессиональной направленности личности учителя у испытуемых с адекватной и неадекватной самооценкой. Результаты представлены вТаблице 3.
Таблица 3
Средне выборочное значение профессиональной направленности личности учителя у испытуемых с адекватной и неадекватной самооценкой
№ п/п
|
Шкалы
|
Хв
Испытуемые с адекватной самооценкой
|
Хв
Испытуемые с неадекватной самооценкой
|
1
|
Организованность
|
6,7
|
5,3
|
2
|
Направленность на предмет
|
6,6
|
5,3
|
3
|
Коммуникатор
|
6,4
|
4,1
|
4
|
Мотивация одобрения
|
6,7
|
5,3
|
5
|
Интеллигентность
|
7,09
|
6,1
|
Табличные данные показывают, что для учителей с адекватной самооценкой наибольший показатель профессиональной направленности по шкале «интеллигентность», по остальным шкалам эти значения не имеют значительных различий между собой. Все они находятся на среднем уровне развития. Учителя идут на контакт с коллегами, учениками. Они умеют организовать свою деятельность и деятельность учеников. Стремятся познать что - либо новое по своему предмету, увлечены своей работой.
Для учителей с неадекватной самооценкой наибольший показатель также по шкале «интеллигентность». По остальным шкалам наблюдаются значительные различия, по сравнению с учителями с адекватной самооценкой. И данные показатели находятся на среднем и низком уровне. Такие учителя не очень увлечены своей работой, преподаваемой дисциплиной, стремлением познать что – либо новое в своей дисциплине. Значительное различие по шкале «коммуникатор», говорит о замкнутости в общении, желание быть одним, круг общения в коллективе очень узок. Такие люди малообщительны, предпочитают работать в тишине и одиночестве.
Результаты диагностики стиля педагогической деятельности по методике В.Смекалова и М.Кучера «Ориентировочная анкета» представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования стиля педагогической деятельности («Ориентировочная анкета» В.Смекалова и М.Кучера)
№ п/п
|
Испытуемый
|
Стаж работы
|
Возраст
|
Шкалы
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Р.Е
|
7
|
31
|
25
|
23
|
42
|
2
|
М.А
|
25
|
48
|
20
|
42
|
28
|
3
|
В.Т
|
7
|
33
|
30
|
20
|
40
|
4
|
А.П
|
25
|
53
|
50
|
20
|
20
|
5
|
Л.Д
|
10
|
40
|
36
|
31
|
23
|
6
|
Ч.В
|
10
|
35
|
30
|
12
|
50
|
7
|
Щ.Н
|
27
|
50
|
25
|
36
|
29
|
8
|
А.Е
|
25
|
49
|
50
|
17
|
23
|
9
|
Е.К
|
10
|
34
|
20
|
26
|
44
|
10
|
М.П
|
7
|
29
|
50
|
22
|
18
|
11
|
А.Е
|
15
|
47
|
40
|
32
|
18
|
12
|
С.В
|
13
|
40
|
16
|
34
|
40
|
13
|
Ф.И
|
20
|
46
|
33
|
20
|
37
|
14
|
К.Е
|
20
|
45
|
18
|
53
|
19
|
15
|
П.П
|
18
|
42
|
23
|
24
|
43
|
16
|
К.Н
|
23
|
48
|
24
|
30
|
36
|
17
|
Б.Н
|
17
|
39
|
20
|
20
|
50
|
18
|
Ч.О
|
12
|
38
|
25
|
15
|
50
|
19
|
К.В
|
10
|
36
|
30
|
15
|
45
|
20
|
У.П
|
17
|
40
|
32
|
25
|
33
|
21
|
Е.Ш
|
20
|
50
|
30
|
23
|
37
|
22
|
Ш.Г
|
12
|
35
|
26
|
34
|
30
|
23
|
Я.У
|
9
|
31
|
36
|
34
|
20
|
24
|
Ж.Д
|
15
|
38
|
30
|
40
|
20
|
25
|
И.Е
|
20
|
50
|
36
|
34
|
20
|
26
|
И.Е
|
15
|
45
|
30
|
32
|
28
|
27
|
Е.Г
|
25
|
47
|
38
|
27
|
25
|
28
|
З.Ш
|
22
|
46
|
28
|
22
|
40
|
29
|
М.Е
|
20
|
43
|
28
|
42
|
20
|
30
|
О.Л
|
15
|
40
|
40
|
30
|
20
|
31
|
М.А
|
14
|
38
|
30
|
20
|
40
|
32
|
Е.О
|
10
|
33
|
33
|
33
|
24
|
33
|
И.П
|
12
|
36
|
32
|
30
|
28
|
34
|
К.Т
|
7
|
30
|
25
|
28
|
37
|
35
|
В.К
|
20
|
47
|
25
|
30
|
35
|
36
|
М.В
|
20
|
45
|
42
|
30
|
18
|
37
|
К.И
|
10
|
35
|
12
|
47
|
35
|
38
|
И.Н
|
17
|
40
|
30
|
20
|
40
|
39
|
Б.О
|
14
|
38
|
26
|
26
|
38
|
40
|
М.А
|
12
|
35
|
30
|
38
|
22
|
Примечание: 1- направленность на себя, 2- направленность на взаимодействие, 3- направленность на задачу
По результатам, представленным в «Таблице 4», можно отметить, что 12 испытуемых имеют пик по шкале « направленность на себя», что составляет 30% от общей выборки. Максимальное значение по шкале « направленность на взаимодействие» имеют 10 человек, что составляет 25% от общей выборки испытуемых. По шкале «направленность на задачу» максимальное значение имеют 19 испытуемых, что составляет 47,5% от общей выборки.
Полученные результаты так же были проанализированы на предмет того, какие существуют различия в проявлении стиля педагогической деятельности у учителей с адекватной и неадекватной самооценкой. Результаты представлены в «Таблице 5»
Таблица 5
Средне выборочное значение стиля педагогической деятельности у испытуемых с адекватной и неадекватной самооценкой
№п/п
|
Шкалы
|
Хв
испытуемые с адекватной самооценкой
|
Хв
испытуемые с неадекватной самооценкой
|
1
|
Направленность на себя
|
30,8
|
29,2
|
2
|
Направленность на взаимодействие
|
27,6
|
36,2
|
3
|
Направленность на задачу
|
33,8
|
24,8
|
Табличные данные показывают, что для испытуемых с неадекватной самооценкой характерен такой стиль педагогической деятельности как направленность на взаимодействие. Такие педагоги, как правило, уступают давлению школьного коллектива и испытывают трудности в организации работы целого класса на уроке и руководстве им. Стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе и отличаются потребностью в эмоциональном общении со своими учениками. Для них первостепенное значение имеет теплая, эмоциональная атмосфера на уроке, а не его логика построения, поэтому ученики чувствуют себя у таких учителей свободно и непринужденно. Причем учителя, ориентированные на развитие, проявляют интерес не к конечному результату, а к развитию самой совместной деятельности, поэтому они воспринимают учеников как своих партнеров и стремятся к их развитию и воспитанию, что им удается тем лучше, чем меньше возраст детей.
У учителей с адекватной самооценкой преобладающим стилем педагогической деятельности является направленность на задачу. Такие педагоги отличаются преобладанием мотивов, связанных с достижением учебной группой поставленной цели. Они берут в свои руки руководство классом, когда речь идет о выборе задачи. У них практически не бывает проблем с организацией ученического коллектива на уроке. Учителя, ориентированные на результат, могут работать интенсивно и увлеченно, успешно овладевая новыми навыками и умениями, добиться высоких достижений в учебной работе у своих учеников. С учениками держатся строго и официально, стремятся отстраниться от их личных проблем и переживаний, поэтому в присутствии таких учителей ученики могут испытывать некоторую напряженность, страх и отчужденность.
На основе результатов исследования можно сделать вывод, что самооценка оказывает влияние на соотношение компонентов в структуре педагогической направленности. Самооценка является одним из факторов, влияющих на формирование педагогической направленности.
Литература:
1. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Академия, 2004.-320с.
2. Якиманская И.С. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.-320с.