Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Автор: 
Степан Станибула (Беларусь, Гомель)

Проблема сиротства остается актуальной для всех стран СНГ. Например, в Республике Беларусь по состоянию на 2012 г количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 23 955 [3]. В Российской Федерации на начало 2013 года число детей-сирот составляет 118 тысяч человек [4]. На сегодняшний день в Украине  под опекой в приёмных семьях и детдомах семейного типа на данный момент находится почти 96 тыс. сирот и детей, лишённых родительской опеки. Из них 80% ― это сироты при живых родителях [7].Эмоциональная сфера личности является одним из основных личностных образований, без которой представить полноценную личность просто невозможно. Известно, что у данной категории детей исходя из специфики их развития формируются особые индивидуально-типологические аспекты личности. Особенности индивидуально-психологической сферы нашли отражение в работах М. Ю. Кондратьева, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, О. Е. Мирновой. Изучены особенности самоопределения, роль взаимодействия со значимым взрослым в формировании личностного опыта воспитанников детского дома, особенности самопринятия ребенка, развивающегося в семье и без семьи, проведен анализ формирующих средовых условий и субъективных

факторов развития, особенностей эмоциональной сферы воспитанников (и сотрудников) детского дома и др. Задачей же данной работы является рассмотрение особенностей эмоциональной сферы личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Обобщая материалы многолетних исследований, Дж.Боулби высказал предположение, что долговременная разлука ребенка с матерью в первые 3—5 лет жизни приводит, как правило, к нарушению его психического здоровья и оказывает влияние на весь дальнейший ход его личностного развития. Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения, оказывающегося в условиях материнской депривации, Дж.Боулби обозначил как «безэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности он  представлял следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Существует  мнение,  что  в отличие от ребенка, с рождения оказавшегося без материнской заботы, развитие личности ребенка, имевшего мать, но в какой-то момент лишившегося ее, идет по так называемому невротическому типу, когда на передний план выступают разного рода защитные механизмы. Дж. Боулби отмечал, например, что дети, разлученные с матерью, приспосабливаясь к новым условиям жизни, часто как бы забывают ее и даже начинают относиться к ней негативно: не хотят узнавать, ломают полученные от нее игрушки [1, c.18].

Согласно результатам исследования А.Х.Пашиной и Е.П.Рязановой, для детей-сирот характерно катастрофическое однообразие качественной окраски эмоциональной сферы. Они выражают меньше легко распознаваемых эмоций, чем «благополучные» дети, и хуже распознают выражение эмоций. Для воспитанников интернатов характерна также высокая личностная тревожность и низкий уровень эмпатии [6, c.22]. Дети-сироты испытывают дефицит общения, что отражается в том, что развитие эмоциональной сферы страдает по целому ряду характеристик. У них меньше эмоций по количеству, чем у детей из семьи, имеющиеся же эмоциональные проявления бедны, невыразительны. За скудностью экспрессии стоит бедность переживаний детей. Помимо уплощенности эмоциональной сферы у воспитанников дома ребенка наблюдаются менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности детей, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие. [6, c.22]. Так же для данной категории детей характерно проявление таких  эмоциональных комплексов, как чувство тревоги, непринятие происходящей с ними ситуацией, чувство одиночества, потребность в чувстве защищенности, стабильности и др [2, c.164] .   

В результате развития ребенка формируется определенная агрессивная установка. Агрессивность является одной из основных характеристик личности подростка-сироты. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и распространяется даже на сибсов, то есть братьев и сестер. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими. [5, c.23] Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих, в том числе членов семьи, воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны и формальны. Зачастую подросток ничего не может сказать даже о судьбе родных сестер и братьев, равнодушно либо агрессивно реагирует на разрыв отношений с близкими некогда людьми.

Из выше сказанного можно сделать основные выводы, что у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоциональная сфера обладает следующими отличительными характеристиками: однообразие качественной окраски эмоциональной сферы, меньше эмоций по количеству, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Так же мы выяснили о высокой степени агрессивного эмоционального поведения свойственного детям-сиротам. Эти аспекты будут интересны при построении эффективного психолого-педагогического взаимодействия, как педагогу, так и социальному педагогу. Только учитывая эти аспекты можно строить эффективные программы психологической коррекции и социально-психологической адаптации личности ребенка. Исправление ситуации, которая сложилась в странах СНГ, касательно сиротства возможно только учитывая все факторы психологического и педагогического сопровождения. Сложившаяся ситуация требует детального решения на уровне глав правительств, за основу могут быть положении такие стратегические подходы какие например были использованы в Республике Беларусь в рамках программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 г, данная программа не являлась единичным фактом и сейчас в Республике Беларусь действует программа «Дети Беларуси» на 2011-2015 в котором  учитываются все аспекты по социальной защите и адаптации детей-сирот.

 

Литература:

             1.Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» // С.В. Березин . Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. –52 с.

             2. Васильева К.Е. «Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник научных статей. / Ред: В.Н. Ослон, Е.В. Селенина.– М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 194 с.

   3.Зайцев, А. В. В Беларуси сокращается количество сирот и детей, оставшихся без попечения [Электронный ресурс] / А. В. Зайцев. – Режим доступа : http://naviny.by/rubrics/society/2013/05/15/ic_news_116_416697. – Дата доступа : 15.05.2013.

  4. Количество детей-сирот в России вновь растёт [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metronews.ru/novosti/kolichestvo-detej-sirot-v-rossii-vnov-rastjot/Tpomcv---Dd6jcgiLUzIU/. – Дата доступа : 15.12.2013.

5.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России// «Вопросы психологии». 2001. №3. – 20– 28 с.

 6.Пашина Е.П., Рязанова А.Х. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома//Психологический журнал. 1993. №1. – 19– 33 с.

 7. Стецура. Р. Детский фонд ООН начал сокращать количество сирот в Украине. [Электронный ресурс] / Р. Стецура. – Режим доступа : http://www.epochtimes.com.ua/ru/ukraine/society/detskiy-fond-oon-nachal-sokrashchat-kolichestvo-sirot-v-ukraine-106505.html/. – Дата доступа : 10.12.2013.

 

     Научный руководитель:

 

кандидат педагогических наук Селиванова Лариса Ивановна.