Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ МОТОРНОГО МАСЛА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Автор: 
Алексей Булах (Харьков)

Цель статьи – показать примерные финансовые расчеты по строительству и производству перерабатывающей фабрики. В данный момент тема отработанного масла интересует уже не отдельных ученых, а целые государства. Наибольшее развитие тема получила в ЕС (доклад Еврокомиссии частично цитирован) и США( Агентство по защите окружающей среды).

Нерациональное использования отработанного моторного масла является серьезной, но малопризнанной экологической проблемой. Каждый год легковые автомобили и малотоннажные грузовики производят в Украине более 30 млн. литров, в США более 1.1 млрд. литров отработанного масла. В ЕС за год производится около 2.4 млн. тонн масла [1, c. 5].

Все автомобильные масла можно переработать безопасно и выгодно, сохраняя энергию, и не загрязняя окружающую среду. По подсчетам Европейской комиссии около50-80 % “отработки” удается собрать в западных странах надлежащим образом. Остальная часть выливается в канализацию, нарушая работу очистных сооружений, или попадает непосредственно в водные пути. Стоит упоминания и чрезвычайно вредное воздействие масла на здоровье человека, прежде всего из-за отравления воды (т.к. примерно 1 литр масла может сделать непригодным для употребления около полумиллиона литров питьевой воды) [6, c. 52].

Итак, приведем примерный технико-экономический расчет двух наиболее успешных процессов по восстановлению отработанного масла, это: «Майнкин» (Meinken), (стандартный процесс включающий серную кислоту и бентонит) [2, c. 21] и «Мохаук» (Mohawk). Майнкин: отработанное масло доставляется на фабрику железнодорожными путями, автоцистернами или в бочках, проходит через фильтры и термокрекинг, дегидратацию, обработку серной кислотой (96%) и вакуумную дистилляцию [2, c. 51]. Мохаук – более простая технология: сырье проходит стадии предварительной химобработки, дегидратации, дистилляции, испарения и очистки водородом.

Начнем экономический анализ с определения затрат. Затраты на производство состоят из прямых расходов, косвенных расходов и общих расходов.

Прямые расходы включают оплату затрат, связанных непосредственно с производством. Это сырье (включая доставку), катализаторы и растворители, коммунальные услуги, рабочая сила, техподдержка, обслуживание и ремонт, расходные материалы, патенты [3, c. 57].

Цены на сырье включают в себя 90 долл. за тонну для транспортировки танкером. Цена для серной кислоты – 160 долл./т., бентонит – 673 долл./т., известь – 316 долл./т., гидрат аммиака (23%) – 387 долл./т., катализатор – 3,41 долл./т. Стоимость отработанного масла была оценена в 53,52 долл. за тонну.

Дополнительное сырье: мазут – 110 долл./т., охлаждающая жидкость (вода) – 0,019 долл./т., дистиллированная вода – 0,803 долл./т., водород – 65 долл./т., пар – 4,63 долл./т., электричество – 0,015 долл.КВт/ч. Рабочая сила – 18 000 долл./(чел.год) [5, c. 4].

Цена на природный газ была взята 20 долл. за 1000 кубометров, низкие цены на природный газ находят свое отражение в расходах на коммунальные услуги такие как электричество и пар.

Эксплуатационные расходы включают в себя оперативные расходы, контроль, обслуживание, ремонт и косвенные расходы (накладные расходы, хранение и страхование, см. табл.1).

Табл.1:Общие затраты на 1 тонну готового продукта

Производство

Майнкин

Мохаук

Отработанное масло, тонн

1.27

1.34

Серная кислота, тонн

0,095

-

Бентонит, тонн

0,049

-

Известь, тонн

0,214

-

Гидрат аммиака, тонн

0,008

-

Катализатор, кг

-

3,76

Газойль, тонн

0,060

0,135

Асфальт, тонн

-

-0,176

Мазут, тонн

-0,075

-0,116

Вода, тонн

-

2,003

Дист. вода, тонн

7500

9700

Азот, тонн

-

0,003

Пар, тонн

-

0,667

Трудовые ресурсы 3 смен

33

31

Сумма всех прямых затрат, косвенных затрат и общих расходов проявляется в затратах на производстве. Оценочная стоимость производства для процесса Meinken составила 348,8 долл. за тонну, а для Mohawk она составляет 198,4 долл. за тонну повторно переработанного моторного масла (см.табл.2).

Табл.2: Стоимость операций в долл. на 1 тонну готового продукта.

Стоимость

Майнкин

Мохаук

Сырье

188

84.7

Побочные продукты

6.6

24.5

Производственные расходы

70.6

63.1

Косвенные расходы

71.0

50.3

Общие расходы

25.6

24.8

Себестоимость продукции будет восприимчива к ценам на сырье и анализ чувствительности проводится для различных цен на сырье [5, c. 4-9]. Побочные продукты (газойль) цена – 110 долл. за тонну, асфальт – 130,0 долл. за тонну.

Чтобы окончательно подтвердить правильность предложенного решения, проведем анализ рентабельности. Рентабельность промышленного производства является функцией основных экономических переменных, таких как цены на готовый товар, цены на сырье, капитальные вложения(инвестиции), цены на энергоносители и так далее (см.табл.3).

Табл.3: Исходные финансовые расчеты.

Длительность проекта

20 лет

Время на строительство

3 года

Метод амортизации

линейный

Остаточная стоимость

0

Инвестиции/ссуды

50% каждые

Ставка ссуды

3%

Погашение ссуды

7 равных рассрочек , 2 года после начала

Налоговая ставка

2.5%

Инфляция

0%

Расходы капитала

 

1год

20%

2 год

45%

3 год

35% + рабочий капитал

Использование произв. возможностей

 

1 год

60%

2 год и последующие

100%

Из анализа себестоимости продукции очевидно, что стоимость сырья является доминирующим элементом (см.рис. 1). Средняя цена на базовые масла будет 415,60 долл. за тонну (см. табл.4)

Табл.4. Рентабельность фабрики производительностью 50 000 т./год.

Стоимость, 1000 долл.США

Майнкин

Мохаук

Основной капитал

28750

17713

Рабочий капитал

4999

3111

Ссуда

16875

11356

Годовые переменные расх.

7587

2873

Годовые закрепленные расх.

4746

3852

Годовой объем продаж

16410

15377

Срок окупаемости (лет)

8.2

1.4

Точка безубыточности ,%

53.8

28.7

Внутренняя норма доходности, %/год

11.2

45.4

Объем инвестиций в основной капитал очень высок для Meinken (28,750 млн. долл.) по сравнению с Mohawk (17,7 млн. долл.). Оборотный капитал составляет высокое значение 4,998 млн. долл. для Meinken по сравнению с низким показателем в 3,05 млн. долл. для Mohawk [5, c. 8-12].

Рис.1:Зависимость доходности от цены сырья.

Выводы: Срок окупаемости и точка безубыточности для Meinken высока, как и ожидалось, по сравнению с Mohawk, а именно 8,16 лет и 53,8% от полного производства. Для Mohawk – 1,4 года, и 28,65%. Внутренняя норма доходности для Meinken и Mohawk и оцениваются в 11,24% и 45,36% соответственно. Таким образом, денежный поток за год для процесса Mohawk является более привлекательным, чем для Meinken. Высокая рентабельность процесса Mohawk является следствием снижения капитальных затрат из-за исключения в расчетах поставок водорода и не очень хорошо зарекомендовавшей себя технологии по сравнению с Meinken [3, c. 50], [4, c. 81-86]. Основным недостатком процесса Mohawk является то, что завод должен быть расположен вблизи НПЗ, чтобы реализовать такую высокую рентабельность. Если объекты будут обеспечены независимой установкой водорода, то капитальные затраты могут увеличиться значительно, и рентабельность может упасть.

 

Литература:

  1. Critical Review of Existing Studies and Life Cycle Analysis on the Regeneration and Incineration of Waste Oils , European Comission, 2001

  2. B. Meinken, Private Communication, B. Meinken Project and Construction Management Consultants, Haltern, Germany, 1991.

  3. Ulrich, G.D., A Guide to Chemical Engineering Process Design and Economics, John Wiley and sons, New York, U.S.A., 1984.

  4. Mohawk, Private Communication, Mohawk Lubricants, A Ltd., Bumaby, B.C., Canada V5G 4G2, 1991.

  5. Mohammad F.A., Abdullah J. Hamdan and Faizur Rahman ,Techno-economic evaluation of waste oil re-refining in Saudi Arabia , King Fahd Universitv of Petroleum & Minerals , Dhahran, Saudi Arabia, 1995.

  6. Nick Johnstone; Organisation for Economic Co-operation and Development, Improving recycling markets, Paris, OECD, 2006.