Автор:
Асхат Бозтаев (Астан, Казахстан)
Современное образование быстрыми темпами пополняется все более новыми инновационными технологиями. Исследования отечественных и зарубежных ученых, педагогов-практиков свидетельствует о том, что применяемые адекватным образом современные методы искусственного интеллекта могут существенным образом содействовать эффективности преподавания и изучения казахского языка. Теперь же, в информационный век перед системой образования встали новые задачи: формирование нового менталитета, базирующегося на обмене информацией и знаниями; создание новых видов когнитивной методологии для генерации новых знаний; создание новой образовательной среды для удовлетворения потребностей получения образования в удобное время, в любом месте на протяжении всей жизни человека.
Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих, в последние два-три десятилетия, особое внимание исследователей проблем процесса обучения казахскому языку в высших учебных заведениях. В этой связи важно помочь обучающимся стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске новых знаний посредством использования методов искусственного интеллекта.
Уже на протяжении около 30 лет относительно немногочисленная группа исследователей пытается иногда более, иногда менее успешно создавать программы, позволяющие ЭВМ "разумно" решать задачи. В середине 70-х годов после двух десятилетий медленного и едва заметного прогресса в этой новой области искусственного интеллекта исследователи пришли к следующему фундаментальному выводу о разумном поведении вообще: оно требует колоссального количества знаний, которыми люди обладают, как чем-то само собой разумеющимся, но которые нужно постепенно "скормить" машине [1, с. 57].
Термин “искусственный интеллект” был введен Дж. Маккарти в 1956 г. Сам термин “искусственный интеллект” имеет два основных значения: во-первых, под искусственным интеллектом понимается теория создания программных и аппаратных средств, способных осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимую с интеллектуальной деятельностью человека; во-вторых, сами такие программные аппаратные средства, а также выполняемая с их помощью деятельность [2, с 239].
Также необходимо отметить что, искусственный интеллект — это наука (а не прибор типа искусственного сердца или искусственной почки), основными проблемами которой являются 1) формализация знаний, опыта и сообразительности (фундаментальная составляющая искусственного интеллекта и 2) использование полученных результатов для решения интеллектуальных задач и в конечном счете — создание интеллектуальных информационных технологий, т.е. систем, основанных на знаниях (прикладная составляющая искуственного интеллекта) [3, с. 13].
Возникновение ИИ как самостоятельной науки принято датировать 1956 годом. Первые локальные успехи (персептрон Розенблатта, программа "Логик-теоретик", доказывавшая некоторые теоремы логики высказываний, "Общий решатель задач" Ньюэлла-Саймона) вселили надежды на быстрое продвижение по первому пути — пути моделирования процессов мозга. Эти надежды базировались на так называемой компьютерной парадигме: предположении о том, что мозг — это "биокомпьютер", т.е. что его устройство аналогично компьютеру и что в терминах базовых алгоритмических моделей информатики можно адекватно описать информационные процессы мозга. Постепенно выяснилось, что это не так [3, с.14].
Это говорит о том, что существенное отличие компьютера от мозга заключается в том, что компьютер предназначен для обработки символьной информации, а мозг человека — для обработки образной информации.
Итак, прежде всего, отметим преимущества применения искусственного интеллекта перед человеком-преподавателем в процессе обучения казахскому языку. Конечно же, люди не способны работать настолько быстро как машины и к тому же человек обладает чувствами (страх, усталость, гнев, равнодушье и т.д.), которые могут помешать объективному оцениванию результатов учащегося. Здесь же, применение методов искусственного интеллекта позволит оценить любые результаты учащегося более точно и эффективно. Еще одним немаловажным преимуществом внедрения искусственного интеллекта в процесс обучения казахскому языку является то, что система искусственного интеллекта будет вести обучение или оценивание, не учитывая такие факторы как внешность, социальная, религиозная принадлежность.
Преимущества искусственного интеллекта перед человеком-учащимся заключается, прежде всего в том, что часто учащиеся прерывают свои мыслительные процессы во время выполнения определенного задания, что способствует потере времени учащегося. Применение же искусственного интеллекта позволит учащимся сэкономить время, так как искусственному интеллекту не нужны перерывы на такие человеческие потребности как сон, еда, отдых. Так же необходимо отметить, что когда люди принимают решения, часто эти решения основаны на эмоциях, а не логики. Это не всегда лучший способ принимать решения. Решения задачи или проблемы любой сложности путем применения искусственного интеллекта полностью основаны на логике. В процессе обучения казахскому языку обучающимся необходимо на слух воспринимать любой текст, что позволит им более эффективно обучаться языку. При помощи методов искусственного интеллекта обучающийся может в любое время слушать и переводить любые тексты, так как на сегодняшний день, существуют ряд программ, читающие тексты любым голосом, и притом в режиме реального времени, и выполняющие их переводы.
Как и в любой системе, в искусственном интеллекте есть и свои недостатки. В частности эти недостатки заключаются в технической базе системы. Основной недостаток заключается в сохранении информаций в больших объемах. Человек способен воспринимать довольно большое количество информации, переосмысливать его делать некоторые выводы из полученной информации. Для системы же искусственного интеллекта сложно получать информацию больших объемов. Зачастую для переработки какой-либо информации требуется обрабатывать лишь небольшое количество информации, что само собой является неудобством. Еще одним минусом являются технические неполадки, происходящие, иногда, в процессе работы.
Несмотря на свои недостатки, искусственный интеллект набирает популярность на всех уровнях жизни человека, в частности в образовании. Следует отметить, что применение искусственного интеллекта в процессе обучения казахскому языку поможет обучающимся намного быстрее и эффективнее выучить язык.
Использование искусственного интеллекта создаёт предпосылки для перехода на качественно новую ступень в обучении казахскому языку, а значит и повышению производительности труда учащихся, что является, на сегодняшний день, основной задачей процесса обучения языкам.
Литература:
1. Дуглас Б. Ленат / Современный компьютер. Сб. науч. попул. статей. Пер. с англ. М. Мир 1986. - 116 с.
2. Финн В.К. // Искусственный интеллект: Методология, применения, философия, 2011.- 448 с.
3. Стефаненко П.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. Особенности использования искусственного интеллекта в дистанционном образовании // Сб. трудов ХVII международной научно-техн. конференции «Машиностроение и техносфера XXI века». Том 3. – Донецк: ДонНТУ, 2010. - 286 с.
Научный руководитель:
кандидат технических наук Абдыкалыкова Гульсара Зарденовна.