Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОДЕРЖАНИЕ ПТИЦ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Автор: 
Назгуль Аужанова, Ринат Айтбеков (Талдыкорган, Казахстан)

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Уголок живой природы -  необходимая составная часть биологического кабинета -  это биологическая лаборатория, где животные доступны для наблюдений и опытов в жизни всего учебного года. Животные уголка живой природы прекрасный наглядный и экспериментальный материал для уроков биологии [2, 4].

Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных.

Основная цель работы в уголке живой природы – расширение знаний учащихся о природе, развитие биологической эрудиции, выработка грамотного экологического мышления, приобретение навыков комплексного изучения и сохранения биоразнообразия.

   Задачи: в  процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников должны накапливаться знания, позволяющие правильно понять, от чего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках биологии и географии.

Птицы  -   один из наиболее интересных объектов для содер­жания и наблюдения в условиях школы. Однако прежде чем заводить птиц, следует учесть возможность длительного содержания этих животных. Птицы нуждаются в определенных условиях содержания, и несоблюдение этих условий приводит к их гибели. Ввиду подвиж­ности птиц им должно быть предоставлено достаточно просторное помещение, а в связи с интенсивным обме­ном веществ  -   регулярное и правильное кормление.     

Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни [3].

Наиболее подходящие виды птиц для содержания в живом уголке это обыкновенная чечевица, обыкновенная овсянка, зеленушка, лесная, снегирь. А из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки.

Наилучшим помещением для содержания, птиц является вольера  сделанная из деревянных рам, обтянутых мелкой металли­ческой сеткой (использова­ние вольер возможно только в том случае, если для со­держания животных отведе­но специальное помещение). В вольере можно разместить часть сухого дерева, искус­ственные гнездовья, кормуш­ки, поилки, купалки и т. д.

При отсутствии специ­ального помещения птиц следует содержать в клетках с деревянным основанием и металлическими прутьями, с выдвижным поддонником и узкой выдвижной кормушкой. Внутрь клетки плотно вставляют деревянные жердочки. Тол­щина жердочки должна быть такой, чтобы птица не могла полностью охватить ее пальцами. На поддонник клетки на­сыпают чистый речной песок, подвешивают поилку и ставят (или подвешивают) купалку. Размеры клеток определяются размерами птиц, содержащихся в них. Для мелких птиц (чижи, зяблики, зеленушки и т. п.) можно использовать клетки разме­ром ~ 50х30х40 см, для более крупных птиц (сквор­цы, дрозды и т. п.) -   80х60х70см.

Очень важным моментом в содержании птиц является их кормление. Зерноядных птиц следует кормить 1-2 раза в сутки, а насекомоядных  -   3-4 раза. Воду в поилке необходимо менять ежедневно.

Клетки с птицами следует размещать в светлой части по­мещения, при этом необходимо помнить, что птицы не перено­сят сквозняков и резких колебаний температуры. Очень важно следить за чистотой клеток. Песок в поддон­нике меняют один раз в 2-3 дня, жердочки один раз в месяц чистят ножом и обдают кипятком, клетки ошпаривают один  раз в 2-3 месяца для уничтожения паразитов. Удобно содержать зерноядных птиц, так как для них легче заготовить корм [2].

При содержании животных в живом уголке особое значение имеет правильный уход и полноценное кормле­ние. Ежедневно следует чистить клетки, тщательно мыть поилки и кормушки. Один раз в неделю клетки, поилки, кормуш­ки и инвентарь по уходу за животными необходимо дезинфицировать кипятком и раствором  щелока.

Зерноядные птицы – щеглы, чижи, чечетки, снегири, клесты – менее прихотливы, чем насекомоядные. Они охотно едят смесь из овса, проса, льняного, конопляного, репейного и канареечного семени. Конопляное семя нельзя давать в большом количестве: в нем есть некоторые вредные для птиц вещества и слишком много жира. За день птице можно дать не больше 2-3 чайных ложек зерна. Зимой к обычному зерновому корму надо добавить тертую морковь, капусту, клюкву, а также мучных червей, кусочки вареного мяса. В мелко накрошенный корм вливают 1-2 капли рыбьего жира, подсыпают немного дрожжей, костяной муки, соли. Некоторым птицам необходим специальный корм. Например, снегирям нужно давать ягоды рябины, черемухи, семена клена, ясеня, клестам – еловые и сосновые шишки, зимой им надо давать проращенный овес или пшеницу и, кроме того, ветви лиственных и хвойных деревьев с почками.

Насекомоядные птицы –  синицы, скворцы – не выносят и одного дня голодания. Зимой основной корм для этих птиц – куколки муравьев, так называемые муравьиные яйца. Куколки распаривают в духовке, отжимают избыток влаги и прибавляют к ним натертую и отжатую морковь, смешанную с натертыми сухарями. Кроме того, каждой птице нужно ежедневно давать от 4 до 10 личинок мучного хрущака. Летом птицам дают различных насекомых.

Галки, вороны, грачи, сороки, сойки  -  всеядные птицы. Они хорошо едят мясо, хлеб, кашу, мучных и земляных червей.

При кормлении птиц в уголке важ­но соблюдать режим питания и разнообразие рациона. Лучшим кормом считает­ся тот, которым животные питаются в при­роде. Каждое животное должно получать корм хорошего качества. Нельзя кормить испорченными (гнилыми, тухлыми, заплес­невелыми) продуктами. Корм дается в оп­ределенное время.

Для поддержания порядка, чистоты и режима в уходе и кормлении животных в уголке живой природы должны ежеднев­но дежурить школьники.

На клетках необходимо прикрепить этикетки. На них записываются название, система­тическое положение, краткая характеристи­ка животного, его биологические особен­ности, область распространения и харак­терные места обитания, пища, темпера­тура содержания, значение для чело­века и т. д.

В результате занятий уча­щиеся должны научиться уверенно рабо­тать с литературой (учебной, научно-попу­лярной, справочной и др.). Исходя из этих требований, методы работы в кружке долж­ны быть разнообразными, но преимущест­венно такими, которые давали бы возмож­ность школьникам максимально проявлять творчество, активность, изобретательность, развивали бы эмоциональное восприятие [1].  Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания. Нередко учителя ставят  условиями приема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину. Однако опыт лучших учителей показывает: в результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться биологией, а учащиеся с плохим поведением – вести себя значительно лучше.

В кружке важно сочетать индивидуальную самостоятельную  творческую и ответственную работу каждого учащегося с работой коллективной, общественной.

Работа кружка, поэтому организуется таким образом, чтобы учащиеся воспитывались в совместном коллективном действии, в общем стремлении к одной цели, чтобы у них развивались коллективистские, общественные навыки. «Правильно воспитывать коллектив – это, значит, окружить его сложной цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день», -  говорил А.С. Макаренко [6].

Овладение основами науки означает не только познание конкретных  фактов и общих закономерностей, но и знакомство с методами, при помощи которых они устанавливаются. Поскольку рамки школьной программы ограничивают возможность использования на уроках многих научных фактов, перед учителем стоит задача научить школьников самостоятельно приобретать знания. Выполнение любой исследовательской работы требует большого терпения, умения наблюдать и анализировать. И задача учителя – помочь ученику «научиться видеть», сопоставлять факты, делать выводы, познакомиться с методикой наблюдений в природе.

Таким образом, уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования нравственных чувств живой природе.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнения различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.

При определении содержания кружковой работы следует учитывать не только общие задачи, но и возрастные, индивидуальные особенности учащихся, интерес и уровень их подготовки по тем или иным предметам. Целесообразно разнообразить формы и методы, кружковых занятии: беседы, доклады, рефераты, экскурсии, походы, лабораторные практические работы, наблюдения, опыты, конкурсы и.т.д. [5].

 

Литература:

 

1.     Аужанова Н.Б. Внеклассная работа по биологии. Учебное пособие. – Алматы: Даир, 2008. – 240 с.

2.     Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1977.

3.     Пугал Н.А., Розенштейн A.M. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1983.

4.     Трайтак Д. И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. – М.: Просвещение, 1971.

5.     Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. –Алма-Ата: Галым, 1989. – 134с.

6.     Энциклопедия современного учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 333с.