Автор:
Камшат Забиева (Казахстан)
Республика Казахстан признана мировым со-обществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.
В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества(компетентность) [1].
Исследования многих педагогов и психологов подтверждают, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения студентами основных понятий компетенции.
Однако следует отметить, что до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Так, во многих психолого –педагогических источниках выявлены следующие определения: компетенция– результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно со-организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
компетенция:
• способность и готовность субъекта достигать результат, используя все имеющиеся в наличии ресурсы;
• образовательный процесс, направленный на формирование компетентностей;
компетентность– непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором(меню) способов деятельности;
компетентность:
• овладение способами деятельности и управление ими;
• свободное ориентирование в какой-либо сфере деятельности.
Также многие ученые компетентность в свою очередь рассматривают и как коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности.
• коммуникативная компетентность – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого является: социальная устойчивость;
способность конструировать прямую и обратную связь;
• информационная компетентность включает объем информации(знания) о себе, об опыте работе других педагогов;
• регулятивная компетентность предполагает наличие умений, управлять собственным поведением, т.е. сюда относится целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность, оценка результатов деятельности, рефлексия;
• интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качество интеллекта: аналогия, фантазия, гиб-кость и критичность мышления.
Таким образом, можно сделать следующий вывод того, что приверженцы компетентностного подхода, используя термины «компетентность» и «компетенция», четко не дифференцируют их. Однако все эти определения объединены специфическими признаками:
– во-первых, компетентность и профессионализм рассматриваются в контексте таких понятий, как знания, умения, навыки;
– во-вторых, в качестве основных критериев этих понятий выступают индивидуально– личностные характеристики, система ценностей.
Так, к примеру, в австрийской системе образования «компетентностная модель» для общеобразовательной школы или общеобразовательной школа гимназического типа(от10 до14 лет) вы-глядит следующим образом, все компетенции раз-делены на три группы:
1. Компетенции в определенных сферах деятельности.
2. Социальные компетенции.
3. Компетенции, направленные на самореализацию (личностная компетенция).
По мнению Н.А. Заграничная, Р. Г. Иванова, компетентность в решении проблем включает в себя:
• знания о проблемах(проблемы познания, моделирования и практического преобразования действительности), причинах их возникновения, интенсивности, масштабах и т.д.;
• знания о способах решения проблем и владение ими;
• опыт решения проблем(ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем, эмоциональная оценка проблем-ной ситуации, удовлетворённость от выполнения деятельности в прошлом);
• готовность к решению проблем (наличие эмоциональных стимулов, мобилизация энергии, настойчивость, целеустремлённость, уверенность в способности преодолеть трудности, осознание ценности многообразия вариантов, способов , путей достижения цели).
Из всего выше сказанного, можно отметить, что наиболее конкретно понятия «компетентность» и «компетенция» определяют как первоначальную ступень формирования профессионально– педагогической компетенции.
Литература:
1. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан// Казахстанская правда. Астана, 2012.