Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор: 
Камшат Забиева (Казахстан)

Республика  Казахстан  признана  мировым  со-обществом  как  государство  с  рыночной  экономикой. За  короткий  исторический период  независимости  страна  достигла  значительного  роста  в  экономике, интегрируясь с мировым сообществом.

В  условиях  быстроизменяющегося  мира  и увеличения  потоков  информации  фундаментальные  предметные  знания  являются  обязательной, но  не  достаточной  целью  образования.  Обучающиеся  должны  не  просто  овладеть  суммой  знаний, умений  и  навыков,  на  что  направлена  система  казахстанского  образования.  Гораздо  важнее  и сложнее  привить  обучающимся  умение  самостоятельно  добывать,  анализировать,  структурировать и  эффективно  использовать  информацию  для  максимальной  самореализации  и  полезного  участия  в жизни общества(компетентность) [1].

Исследования  многих  педагогов  и  психологов подтверждают,  что  в  образовательных  учебных программах  не  отводится  специального  времени  для  овладения  студентами  основных  понятий  компетенции.

Однако  следует  отметить,  что  до  сих  пор  не существует  единства  в  понимании  сущности  терминов «компетенция» и «компетентность». Так,  во  многих  психолого –педагогических  источниках выявлены следующие определения: компетенция–  результат  образования,  выражающийся  в  готовности  субъекта  эффективно  со-организовывать  внутренние  и  внешние  ресурсы для достижения поставленной цели;

компетенция:

•  способность  и  готовность  субъекта  достигать результат,  используя  все  имеющиеся  в  наличии ресурсы;

•  образовательный  процесс,  направленный  на формирование компетентностей;

компетентность– непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором(меню) способов деятельности;

компетентность:

•  овладение  способами  деятельности  и  управление ими;

•  свободное  ориентирование  в  какой-либо  сфере деятельности.

Также  многие  ученые  компетентность  в свою  очередь  рассматривают  и  как  коммуникативную,  информационную,  регулятивную  и  интеллектуально-педагогическую компетентности.

•  коммуникативная  компетентность –  профессионально  значимое,  интегративное  качество,  основными  составляющими  компонентами  которого  является:  социальная  устойчивость;

 способность  конструировать  прямую  и  обратную связь;

•  информационная  компетентность  включает объем  информации(знания)  о  себе,  об  опыте работе других педагогов;

•  регулятивная  компетентность  предполагает наличие  умений,  управлять  собственным  поведением,  т.е.  сюда  относится  целеполагание,  планирование,  мобилизация  и  устойчивая  активность,  оценка  результатов  деятельности, рефлексия;

•  интеллектуально-педагогическую  компетентность  можно  рассматривать  как  комплекс  умений  по  анализу,  синтезу,  сравнению,  абстрагированию,  обобщению,  конкретизации,  как  качество  интеллекта:  аналогия,  фантазия,  гиб-кость и критичность мышления.

Таким  образом,  можно  сделать  следующий вывод  того,  что  приверженцы  компетентностного подхода,  используя  термины «компетентность»  и «компетенция», четко не дифференцируют их. Однако  все  эти  определения  объединены специфическими признаками:

–  во-первых,  компетентность  и  профессионализм  рассматриваются  в  контексте  таких  понятий, как знания, умения, навыки;

–  во-вторых,  в  качестве  основных  критериев этих  понятий  выступают  индивидуально– личностные характеристики, система ценностей.

Так,  к  примеру,  в  австрийской  системе  образования «компетентностная  модель»  для  общеобразовательной  школы  или  общеобразовательной школа  гимназического  типа(от10  до14  лет)  вы-глядит  следующим  образом,  все  компетенции  раз-делены на три группы:

1.  Компетенции  в  определенных  сферах  деятельности.

2. Социальные компетенции.

3. Компетенции,  направленные  на  самореализацию (личностная компетенция).

По мнению Н.А. Заграничная, Р. Г. Иванова, компетентность в решении проблем включает в себя:

•  знания  о  проблемах(проблемы  познания,  моделирования  и  практического  преобразования  действительности),  причинах  их  возникновения,  интенсивности, масштабах и т.д.;

•  знания о способах решения проблем и владение ими;

•  опыт  решения  проблем(ощущение  радости  от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения  проблем,  эмоциональная  оценка  проблем-ной ситуации, удовлетворённость от выполнения деятельности в прошлом);

•  готовность  к  решению  проблем (наличие  эмоциональных  стимулов,  мобилизация  энергии,  настойчивость,  целеустремлённость,  уверенность в  способности  преодолеть  трудности,  осознание ценности  многообразия  вариантов,  способов ,  путей достижения цели).

Из  всего  выше  сказанного,  можно  отметить,  что наиболее  конкретно  понятия «компетентность»  и «компетенция»  определяют  как  первоначальную  ступень  формирования  профессионально– педагогической компетенции.

 

Литература:

 

1. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан// Казахстанская  правда. Астана, 2012.