Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Автор: 
Луиза Мингазова (Казань, Россия)

Значимым методологическим ориентиром формирования этнокультурной компетентности выступает принцип диалога. Диалог означает множество смыслов или разные смыслы; множество значений. Он подразумевает живой равноправный обмен мнениями двух и более собеседников, результатом которого должна стать выработка общей позиции или общего взгляда на какое-либо явление. В широком понимании Универсальный Диалог – это способ организации совместной жизни людей на нашей планете, ибо диалогичность – это «спектр разных форм соприкосновения, взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего, которая была свойственна всем переходным периодам» [1.]

Диалог может быть рассмотрен с разных позиций. Например, как способ познания, общения и средство обучения. Можно выделить несколько видов диалогов.

1. Информационный диалог характерный для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях.

2. Интерпретационный диалог, реализуемый в ситуациях, когда знания у партнеров примерно одинаковы, но получают разное осмысление.

3. Познавательный диалог (как синтез информационной и интерпретационной форм диалога), направленный на увеличение объема информации у каждого участника диалога по обсуждаемой теме, а также на овладение методологией диалогического познания. В результате познавательного диалога его участниками могут быть совершены не только субъективные открытия (для себя), но и получена социально-значимая информация (новые способы решения тех или иных проблем, новые аспекты понимания темы обсуждения и т.д.).

Диалогичность позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт и в тоже время не отказываться от своих взглядов, всегда ищет баланса, компромисса. Целью участников диалога является достижение взаимного понимания. Диалогический принцип подразумевает, что в процессе взаимодействия происходит самоизменение, самодостраивание, саморазвитие личности. В результате этих процессов происходит необратимое событие «перемены ума» в направлении развития критического, креативного мышления, рефлексии, расширения мировоззрения, обогащения ценностных ориентаций.

Диалог рассматривается не только в качестве способа усвоения знаний и получения информации, он также является действующей основой в развитии и взаимодействии культур. Принцип диалога, распространяемый в сферу межэтнического взаимодействия, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Диалогичность культур рождается в поиске нового без разрушения старого, в сопряжении с иным, в стремлении к взаимопониманию и признании за обеими культурами относительной истинности. Диалог – это взаимодействие этнокультур, обеспечивающее адекватное взаимопонимание и духовное обогащение представителей разных этнических общностей.

Важно, что бы принцип диалога (межличностный диалог и диалог культур) был заложен в содержание образования, в формы и методы учебно-воспитательного процесса. Это даст возможность, во-первых, избежать этнического капсулирования в знаниях, культуре, системе образования и т.д., во-вторых, расширить культурный кругозор учащихся, в-третьих, осознать взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур различных этнических общностей России и мира, в-четвертых, сформировать толерантное отношение к «другому», уважение к иной точке зрения, иному образу жизни, в-пятых, освоить общечеловеческие ценности, в-шестых, приобрести необходимые умения и навыки, позволяющие достигать взаимопонимания и согласия конструктивными, мирными средствами, в-седьмых, найти лучшее решение проблемы и др.

Следующим весьма важным принципом формирования этнокультурной компетентности является принцип междисциплинарности и вариативности. Так, содержание полиэтнического образования, в ходе которого и происходит формирование этнокультурной компетентности, многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности и вариативности. Как показывает практика ни одна учебная дисциплина, взятая в отдельности, не может охватить и объяснить все аспекты жизни, культуры, социальных и др. проблем этнических групп. Кроме того, рассматривание этих аспектов с позиции одной дисциплины может привести к искаженной их интерпретации и оценке. В полиэтническом образовании любая учебная дисциплина перестает быть самодовлеющей и становится органической частью единого целостного процесса не только по усвоению нового знания, но и полиэтнического развития личности. Полиэтничность должна пронизывать методику преподавания в учебном заведении. При этом речь не идет об искусственном создании русской, ингушской, татарской или другой этнокультурной методике преподавания какой-либо учебной дисциплины. Необходимо лишь, когда это возможно и оправдано, отображение некоторых элементов культуры различных этнических групп, которые способствуют обогащению социального и практического опыта учащихся, развитию понимания возможности вариативного метода постижения мира и его практического преобразования, содействию принятия и солидарности по отношению к конструктивным культурным отличиям. В распоряжение учащихся должна быть представлена разнообразная информация этнокультурной направленности, а сами этнические общности изучены в социальном, психологическом, антропологическом, экономическом, политическом и др. аспектах. Неизбежным является разработка и внедрение в образовательный процесс учебных учреждений специальных курсов по истории и культуре отдельных народов, интегрированных междисциплинарных предметов (например, «народоведение»), реализация межпредметных связей через самые разнообразные формы.

В логике полиэтнического образования целесообразно знакомить учащихся с собственной историей, художественным искусством, традициями в контексте культурного развития России и мира. Это позволяет более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном итоге содействует расширению социальной мобильности личности.

В основе формирования этнокультурной компетентности лежит принцип полилингвизма, заключающийся в освоении личностью родного (не обязательно своего этнического), государственного и международных (иностранных) языков. Язык из всех элементов этнической культуры обладает четко выраженной этнодифференцирующей функцией. Родной язык, являясь культурным наследием, выступает как средство познания культуры своего народа. Следовательно, знание родного языка является значительным фактором сохранения и развития этнической культуры, а значит и народа. В тоже время в многонациональном российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет государственный язык, а именно русский язык как язык межнационального общения. Обучение русскому языку является важной государственной задачей, решение которой вносит вклад в обеспечение целостности государства, достижение межнационального согласия. Владение языком межнационального общения расширяет образовательные, научные и культурные перспективы личности, приобщает к культурным, научным и техническим достижениям России. Очевидно, что развитие национально-русского двуязычия в образовательных учреждениях – объективная необходимость, так как создает благоприятные условия для более полного развития личности, формирования сопричастности и ответственности за судьбу российского общества. Вместе с тем русско-национальное двуязычие, то есть изучение русскими языка этнических сообществ, входящих в состав Российской федерации, содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир российских этносов, формированию уважительного отношения к другим народам. Интеграция мировых сообществ нацеливает личность на освоение иностранных языков. Изучение других языков позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить молодых людей с культурой стран изучаемых языков, что в конечном итоге способствует формированию этнокультурной компетентности личности. Таким образом, этнокультурно компетентная личность представляется также как человек владеющий родным, русским и как минимум одним из иностранных языков. Принцип полилингвизма важен еще и потому, что владение несколькими языками является благодатной почвой для развития мышления, интеллектуальных способностей человека.

Заметим, что человек может обладать энциклопедическими знаниями в области этнических культур, однако проявлять при этом интолерантность к представителям других национальностей, не владеть приемами ненасильственного взаимодействия. Поэтому немаловажное значение имеет принцип комплексности, а именно формирование этнокультурной компетентности учащегося на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Содержание, формы и методы формирования этнокультурной компетентности эффективны прежде всего тогда, когда приобретаемые  учащимися этнокультурные знания являются инструментом, помогающим им осуществлять созидательную деятельность в межэтнической сфере при этом не испытывая негативной эмоциональной напряженности при взаимодействии с представителями иной культуры.

Познавательный уровень выражается в наличии у учащихся совокупности представлений, знаний истории, культуры, традиций, языка своего этноса и других, прежде всего, с которыми осуществляется процесс общения; знаний национально-психологических особенностей представителей различных культур; понимания существования этнокультурного разнообразия, общего и единичного в этнических культурах, их взаимовлияния; знаний теории и практики межэтнических взаимоотношений; ориентации в таких категориях, как культура, нация, этнос, этническая культура, этническая идентичность, этничность, предубеждения, этнические стереотипы и конфликты, их причины и пути разрешения, культурный шок, моно- и полиэтничность, толерантность, мигрант, беженец и др.; умения интерпретировать иную этническую культуру (ее символы, образы, традиции, стиль одежды, прически и т.д.); умения видеть культурную односторонность или многосторонность учебника, художественной и публицистической литературы, в высказываниях людей, в средствах массовой информации; знаний международно-правовых документов и современного международного опыта по решению межэтнических проблем; осведомленности о социально-политических событиях; самостоятельности суждения.

Теоретическая подготовка учащихся должна найти реализацию на поведенческом уровне. А именно предусматривается владение учащимися этноспецифическими умениями (например, владение традиционными ремеслами, видами деятельности); умениями находить контакт в иноэтнической среде; способами установления позитивных взаимоотношений между этнофорами, например, выбирать оптимальный стиль речи и тона, демонстрировать заинтересованное отношение, оказывать поддержку и т.д.; навыками конструктивного разрешения конфликтов, возникающих на этнической почве; средствами вербальной и невербальной коммуникации, соответствующих культуре тех или иных представителей этнических групп; умениями искать и анализировать информацию этнокультурной направленности; моделями многокультурного поведения в полиэтнической среде.

На эмоциональном уровне необходимо развивать у воспитанников эмпатию и рефлексию в межэтническом взаимодействии; чувство национальной гордости; положительную готовность к межэтническим контактам; принятие этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к национально-культурным особенностям людей; способность преодолевать личностно-психологические барьеры в межэтническом общении; стремление к снижению межэтнической напряженности; умения не страдать от наличия иных точек зрения, мнений, терпимости к инаковости; интерес и внимание к иным культурам и их проявлениям; непримиримость к национализму, шовинизму, расизму, геноциду; способность участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки представителей других этнических культур; объективную оценку любой ситуации, проявление своего отношения к ней.

 

Литература:

 

1. Астафьева О.Н.  Глобализация как социокультурный процесс //  http://spkurdyumov.narod.ru/D45Ostapheva.htm