Автор:
Оксана Подольская (Гомель, Беларусь)
Одной из приоритетных задач устойчивого развития любого современного общества является образование на всех его уровнях и этапах. Именно образованию уделяется повышенное внимание со стороны мирового сообщества, так как именно оно необходимо для реализации целей устойчивого развития. Необходимость перехода к модели образования для обеспечения устойчивого развития обусловлена фундаментальными противоречиями развития как общества (мирового сообщества), так и самого образования. Основное противоречие мирового образовательного процесса имеет отношение к проблеме времени.
Во-первых, под образованием зачастую понимают передачу, накопление и воспроизводство знаний и культуры от прошлых поколений настоящим и будущим. Образование в такой трактовке неспособно удовлетворить потребности современного общества, так как в школах и вузах наблюдается слишком много традиционного, устаревшего и даже архивного.
Во-вторых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не удовлетворяя жизненно важные потребности настоящего, существующая система образования практически игнорирует будущее. Система ценностей, идеалов и целей, которая сегодня существует в процессе образования, не имеет ориентации на будущее и не адаптирована к нему. Такая система все больше отстает от настоящего и не позволяет решать проблемы выхода мирового сообщества из все более усугубляющегося глобального социоприродного кризиса [2, с. 9].
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно отметить, что перечисленные выше противоречия образовательного процесса носят не просто социальный, а социоприродный характер. Современная система образования не устраивает не только общество и природу, но и усиливает планетарно-системный кризис цивилизации и способствует дальнейшей деградации биосферы и потере ее устойчивости [2, с. 10].
Итак, для обеспечения устойчивого развития необходима фундаментальная трансформация мировой системы образования и переориентация ее на цели устойчивого развития. Именно качественные изменения в системе образования, повышение уровня и расширение масштабов образованности и культуры позволят сделать развитие современного общества безопасным и устойчивым. Для этого образование должно прекратить свое экстенсивное развитие, линейный рост и быть направлено на новые общечеловеческие принципы, ценности и цели.
На наш взгляд, модель образования для реализации целей устойчивого развития должна соответствовать следующим основополагающим принципам:
1. Образование должно носить междисциплинарный характер и включать в себя понятия и аналитические инструменты из целого ряда дисциплин.
2. Расширение роли неформального образования, включая просвещение общественности, в дополнение к консервативной системе формальных образовательных институтов.
3. Разработка международных руководящих принципов переориентации подготовки преподавателей, так как именно последние могут выступить в роли инициаторов изменений в поддержку устойчивого развития.
4. Формулирование новой педагогической задачи – формирование экологической культуры молодого жителя города [1, с. 55].
5. Образование как информационный процесс должно в равной степени сочетать традиционную (повторение и тиражирование известного) и инновационную составляющие для адекватного удовлетворения современных и будущих потребностей общества [1, с. 56].
6. Система образования должна ориентироваться на подготовку граждан, для которых существующее сообщество является осознанной и высшей социальной ценностью [1, с. 56].
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно заключить, что для достижения устойчивого развития современного общества необходимо построить новую образовательную модель, которая будет способна удовлетворить безгранично растущие потребности нынешнего и будущего поколений. Но следует подчеркнуть, что данная модель образования для устойчивого развития должна синергетически изменить функции всего образования в обществе. Для этого в образование должны быть включены функции развивающего опережения и антикризисного поведения, что позволит подготовить человечество к решению кризисно-катастрофических ситуаций и переходу на путь устойчивого развития.
Литература:
1. Друянов, В. Экологическое образование и устойчивое развитие // Энергия: экономика, техника, экология. – 2003. – № 3. – С. 53-57.
2. Урсул, А., Романович, А. Всемирный саммит по устойчивому развитию: итоги, надежды, перспективы // Alma Mater. - 2003. - № 4. – С. 3-12.
Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор Давыденко Леонид Николаевич.