Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УКРАИНЕ

Автор: 
Алина Чечет (Киев, Украина)

Развитие информационных технологий сделало актуальной проблему модернизации системы образования, в том числе и высшего образования, в современном обществе. Концепция дистанционного образования является ярким примером такой модернизации, которая, благодаря интернету, охватывает широкие слои общества и становится важнейшим фактором его развития.

Дистанционное образование – это система образования, которая предусматривает активное общение студента с преподавателем при помощи современных информационных технологий и дает свободу выбора места, времени и темпа обучения [3; c.18].

Благодаря дистанционному обучению, круг потенциальных студентов существенно расширяется. Это связано с тем, что получить образование дистанционно могут не только студенты, а и молодежь, у которой нет возможности совмещать учебу с работой или которая проживает в отдаленной от областных центров местности; домохозяйки; военнослужащие; управляющие, желающие получить второе образование; студенты, желающие параллельно получить два образования и т.д. Такая форма образования подходит почти всем, является очень удобной и доступной, дает возможность совмещать учебу с повседневной жизнью.

Очень часто термин «дистанционное обучение» путают с заочной формой обучения, домашним образованием, самостоятельным изучением, экстернатом. Все эти формы обучения относятся к одной проблемной области, но имеют несколько разные значения.

Безусловно, дистанционное обучение имеет огромное количество преимуществ перед другими формами обучения. К ним можно отнести обучение в индивидуальном темпе, свободу и гибкость графика, доступность, мобильность, технологичность, социальное равноправие, творчество, индивидуальный подход, интенсивность, комфортные условия и т.д.

Как и любая отрасль человеческой деятельности, дистанционное образование имеет как достаточно объемный перечень достоинств, так и немалый ряд недостатков. Во-первых, это усложненная идентификация студентов, проходящих обучение. Довольно сложно проверить, кто же на самом деле сдает экзамен по ту сторону экрана компьютера. Не менее весомой проблемой является несовершенство и низкая пропускная способность сети интернет во время учебных и экзаменационных коммуникаций. Дистанционное обучение, в первую очередь, подразумевает упрощение  учебного процесса студентам из небольших городков, удаленных от научных центров. Именно они, в этом случае, испытывают сложности с получением образования. Стоит также выделить недостаточный непосредственный контакт преподавателя и дистанционного студента из-за чрезвычайной профессиональной загруженности педагогов [1; c.19]. Кроме этого, важной проблемой является нежелание преподавателей ознакомиться с новейшими технологиями дистанционного обучения. Большинство педагогов считают дистанционное образование, как, впрочем, и заочную форму обучения, неполноценным, так как во время сдачи экзамена дистанционно невозможно отследить действия студента. Очень сложно объективно дать оценку знаний человеку, который во время сдачи экзамена может использовать интернет, учебные материалы, помощь третьего лица. Основа дистанционного обучения письменная, что ограничивает учащегося излагать свои знания в словесной форме. Недостаток практических занятий, также, носит негативный характер для студента, который желает получить полноценное образование. В конце концов, результат зависит от самодисциплины студента. Для дистанционного обучения необходимы самостоятельность и сознательность [2; c.18].

В целом, дистанционное образование в Украине не может полностью соответствовать требованиям информационного общества и не может обеспечить полноценное вхождение Украины в международное образовательное пространство.

Для полноценного внедрения дистанционного образования в систему высшего образования Украины стоит поставить такие задачи:

·                        Осознание всеми участниками процесса дистанционного обучения его необходимости и возможности внедрения в современное общество;

·                        Создание разнообразных подсистем дистанционного образования и соответствующих им телекоммуникационных сетей с выходом в интернет;

·                        Разработка и сертификация учебно-методических материалов дистанционного обучения;

·                        Обеспечение выхода в интернет учебных заведений и формирование их сайтов;

·                        Подготовка кадров для дистанционного обучения;

·                        Формирование экспериментальных учебных групп, их дистанционное обучение и сравнительный анализ знаний со студентами стационарной формы обучения.

Итак, дистанционное образование подходит всем желающим получить знания, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности. Безусловно, данная форма обучения больше расчитана на людей с определенной базой знаний и навыков, поэтому дистанционное образование рекомендуется в качестве второго образования или повышения квалификации, так как учащийся  уже имеет профессиональные навыки в области  изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от повседневных дел.

 

Литература:

1.     Богданова Д., Федосеев А., Христочевский С.
Телекоммуникации для образования. // Информатика и образование. 1993. -№2.

2.     Пидкасистый П.И.,  Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5.

3.     Шахмаев Н.М.  Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент кафедры философии НТУУ «КПИ»

Покулита Ирина Константиновна.